27 и 28 октября в Хилтон Москва Ленинградская состоялся XIII Всероссийский саммит «Корпоративные закупки – 2022». Традиционная осенняя встреча руководителей закупочных подразделений объединила более 150 делегатов и спикеров. Многолетним стратегическим партнером саммита выступила компания B2B-Center. Мероприятие прошло при поддержке ETC+.
Деловую программу первого дня открыла сессия «Новые рынки, новые поставщики». Общение с аудиторией началось с интерактивного голосования среди участников саммита. «Более 40 процентов отметили власть поставщика, хотя еще несколько лет назад поставщики – наоборот – стояли в очереди к крупным компаниям. Мы замечаем, что с каждым новым витком кризиса тема поиска надежного поставщика обостряется», – отметила заместитель генерального директора B2B-CENTER Екатерина Ильвовская.
Актуальные кейсы и решения проблемы от своих компаний представили спикеры сессии, руководители закупочных подразделений «Северсталь», «Интер РАО», «Металлоинвест» и др. «Вопрос поиска поставщиков становится все более актуальным. Просто закинуть удочку и ждать, когда придет поставщик, уже нельзя. Нужно более серьезное взаимодействие на уровне профессионального сообщества. Нужно объединяться в отраслевые группы для поиска конкурентного предложения на рынке», – предложил заместитель генерального директора по МТО и логистике «Русгазбурение» Роман Евсеев.
Усовершенствовать процесс взаимодействия с подрядчиком для адаптации к меняющимся условиям может и ряд технологических инструментов, рассказал руководитель отдела методологии и аналитики Центра закупок компании «Татнефть» Алексей Меркурьев. Эксперт призвал сделать ставку на автоматизацию, повышение открытости и прозрачности тендерных процедур. «Для выбора качественного подрядчика мы внедрили рейтингование на основании ранее выполненных работ. В системе автоматически ежеквартально появляется список подрядчиков, которых нужно оценить. Были ли понесены потери? Насколько качественно и в срок была оказана услуга? За 2021 год мы оценили более 900 подрядчиков. Если подрядчик качественно оказывает услуги, он автоматически имеет преимущество», – поделился представитель компании.
Отдельным трендом становится и запуск корпоративного интернет-магазина (КИМ) для покупок из каталогов проверенных поставщиков, отметила директор по снабжению компании «Металлоинвест» Мария Коваленко. По мнению эксперта, КИМ позволяет сокращать сроки согласования, получать индивидуальные условия поставок и передавать часть функций закупщика подразделениям компании в рамках выделенных им лимитов. «Мы не изобрели интернет-магазин – это инструмент доступный. И, если идти в эту тему честно, происходит большая трансформация внутренних процессов», – считает Коваленко.
Директор по закупкам и цепочке поставок «Дринкит» (DODO Brands) Наталия Волейник подчеркнула важность пересмотра и самой роли закупочных подразделений в отношении поставщиков в кризисных условиях: «Чем быстрее закупки убедят стейкхолдеров и руководство компании изменить подходы, методы и модели в бизнесе в соответствии с новыми реалиями рынка, тем легче компания сможет устоять и развиваться в кризис. Чем больше ваши поставщики будут вашими партнерами, тем больше открытости в экономике и ценообразовании, тем легче принимать совместные решения по ведению бизнеса».
Деловая программа саммита продолжилась сессией, посвященной кейсам по обеспечению устойчивости закупок в условиях динамичных изменений с участием представителей компаний «ВТБ», «СИБУР», «AB INBEV EFES» и др. События начала года пошатнули уверенность в стабильном развитии, особенно после объявления первых санкций. «Почти по 30 процентам закупочных категорий у нас была зависимость от США и Европы. И это наиболее критичные ветки. Мы долго тестировали введение альтернативного поставщика, от 3 до 6 месяцев. Как итог – ушли от полной зависимости от США, ввели более тысячи тестов на наших заводах и ни разу не остановили производство. Этот кризис показывает, что всегда есть возможность», – рассказала директор по закупкам AB INBEV EFES Василина Суслова.
На этом фоне многие компании начали разрабатывать пессимистичный сценарий на случай существенного падения продаж. Опасения были и у партнеров, что размещенные ранее заказы не будут отгружены. «Не все на фоне санкций захотели работать с нашими банками. В этом вопросе была некоторая турбулентность, но нам удалось быстро переключиться. Сбербанк и ВТБ попали под санкции в первую очередь, поэтому нашей команде финансистов пришлось расширить количество российских банков, не попавших под санкции для проведения платежей. Мы пробовали работать с несколькими и смотрели, через какой банк платежи проходят быстрее и не возникает проблем, так как в основном платили в долларах», – констатировала руководитель отдела закупок компании ASKONA Олеся Рахматуллина. Схожим опыт поделилась и Наталья Сунцова, руководитель департамента по закупкам «Евроцемент». «Ключевой компетенцией становится понимание и способность точно планировать свои потребности в условиях высокой волатильности рынка и внешних факторов. В ответ на риски мы запустили большую кампанию по обучению сотрудников закупочного отделения. Пересматриваем систему взаимодействия с поставщиками, привлекая их уже на этапе проектирования», – подытожила эксперт.
Более предметно особенности сотрудничества с производителями и поставщиками из других стран эксперты обсудили во второй день деловой программы саммита в ходе сессии «Новые линии на карте закупок» при участии спикеров от компаний «Ростелеком», ГК «Генериум», «Dr. OETKER», «Северсталь», «Балтийский берег» и др. Поворотный 2022 год заставил отечественные компании перекраивать карты закупок. В попытках выжить и заработать бизнес уходит на Восток. Однако важно понимать, по каким законам живут предприниматели в Китае и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона, отметил эксперт-практик по бизнесу с Азией Максим Кузнецов. «Сейчас еще есть возможность купить товары, оборудование или сырье в Европе, но это становится все сложнее и дороже, поэтому бизнес все больше смотрит в сторону Азии. Также мы видим, что Казахстан и страны Средней Азии под давлением Запада фактически отказываются от статуса хаба по поставкам санкционной продукции в РФ, а это значит, что данный статус все больше закрепляется за компаниями из Турции, ОАЭ, а также из Гонконга и материкового Китая», – отметил он.
Саммит завершила практическая дискуссия, посвященная решениями по автоматизации закупок. Участники – спикеры от «ЕВРАЗ», «ММК» и других компаний – обсудили ЭДО, стратегии цифровизации, а также преимущества и недостатки соответствующих программных продуктов. «В основном главные кризисные моменты связаны со сменой подрядчиков с иностранных на российские. В этом есть большой стресс, так как интерес к российским компаниям большой, с другой стороны – платежеспособность компаний в общем падает. Отечественным производителям нужно искать оптимальные решения со своей стороны», – отметил Михаил Бородовский, генеральный директор компании ETC+. Важность сохранения документации в рамках договоров подчеркнул руководитель проектов компании «Газпромнефть-Снабжение» Анатолий Ткаченко. «Мы создали автоматизированное досье договора, которое обеспечивает накопление всех документов из любых источников, как итог – разногласия по договору значительно снижаются. Сервис искусственного интеллекта за 3 минуты изучает договор на 200 — 250 листов, извлекает больше обязательств, чем человек», – объяснил эксперт. С коллегой согласилась и Елена Таскина, руководитель направления по управлению взаимоотношений с поставщиками НЛМК: «Только благодаря грамотной цифровизации можно достичь целевых KPI. Обязательно нужно предусмотреть затраты на лицензионную регистрацию, ценообразование, причем, идти не от цены, а от техники. Хорошая система не может стоить дешево».
Итоги двухдневного саммита в беседе с журналистами подвел Андрей Бойко, коммерческий директор B2B-CENTER. «Компании приняли существующий вызов, для них первое полугодие 2022 было проверкой системы, проверкой готовности бизнеса к быстрым изменениям, к гибкости. В течение полугода им всем пришлось полностью адаптироваться к ограничениям и санкциям. Это полная перестройка всех налаженных процессов, это попытка локализации. Если раньше только очень крупные компании могли заниматься проектами, связанными с локализацией, сейчас компании быстро перестроились, и сегодняшние кейсы как раз про то, что «мы смогли». Закупочная система выстояла», – констатировал он.
По традиции саммит стал площадкой для подведения итогов премии «Лидер конкурентных закупок». Это первый профессиональный конкурс в сфере торгово-закупочной деятельности, объединяющий закупщиков, представителей органов власти, СМИ и общественных организаций. Ключевая цель премии – привлечь внимание к наиболее значимым проектам сферы, которые повышают эффективность работы компаний и вносят вклад в развитие всего рынка. Среди участников этого года – более 140 предприятий из ведущих секторов экономики.
Обладателем Гран-при, компанией года в области конкурентных закупок, по версии Общественного совета Премии, оказалась компания «Металлоинвест», представившая ряд проектов по внедрению корпоративного интернет-магазина, централизации и трансформации закупок, а также аккредитации поставщиков по устойчивому развитию. Звания «Лидер конкурентных закупок» в различных номинациях были удостоены 11 компаний, в их числе ООО «Сибур» («Лучший проект модернизации бизнес-процессов в закупках»), ПАО «Интер РАО» («Лучшая поддержка малого и среднего бизнеса»), ГК «Детский мир» (специальная номинация «За успехи в оптимизации закупочной деятельности»), ПАО «Северсталь» («Лучшая система работы с поставщиками»), ПАО «Татнефть» («Лидер диджитализации закупочных процессов») и др. В номинации «Профессионал конкурентных закупок» победителями оказались вице-президент, начальник управления закупок Банка «Финансовая корпорация Открытие» Анна Ермакова и директор по операционным закупкам Группы НЛМК Светлана Лапкина.
Эксклюзивные интервью и комментарии, а также обзор важных событий отрасли читайте в разделе «Новости» портала «Корпоративные закупки». Мы благодарим наших партнеров, спикеров и делегатов за участие в конференции.