Премьер-министр Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивал, что именно закупки являются мощнейшим стимулом развития всей экономики
В конце июня российское правительство решило обязать крупнейшие компании с госучастием перейти с однолетних на трехлетние планы закупок у малых и средних предприятий (МСП). Таким образом, власти надеются сделать сферу госзаказа для предпринимателей более прозрачной и прогнозируемой. Традиционно малым компаниям, в отличие от больших предприятий, всегда сложнее оперативно принимать решения по участию в тендерах из-за скромного капитала, долгого получения финансов под обеспечение конкурса и возможных рисков при неисполнении работ по годовому контракту. Корреспонденты портала «Будущее России. Национальные проекты”, оператором которого является информационное агентство ТАСС, выяснили у предпринимателей, чиновников и общественников, облегчат ли новые правила жизнь малых компаний.
История закупок
Еще три года назад закупки госкомпаний у малого бизнеса исчислялись лишь несколькими миллиардами рублей при общем объеме контрактов в триллионы рублей. Однако с появлением в 2015 году Корпорации МСП возникли специальные квоты по закупкам у малого бизнеса, а также сопутствующие инструменты поддержки, включая льготное финансирование. И уже в 2016 году объем госзакупок у бизнеса показал первые рекорды — больше 1,5 трлн рублей, а в 2018 году показатель превысил 3 трлн рублей. По оценкам Корпорации МСП, в 2019 году объем закупок должен достичь отметки минимум 3,2 трлн рублей.
Закупки госкомпаний и госкорпораций сегодня регулирует Федеральный закон №223-ФЗ. Он предписывает госзаказчикам извещать о своих планах по закупкам товаров и услуг на год вперед. А сами заказчики при этом должны отдавать малым и средним предприятиям не менее 18% своего годового заказа. Кроме того, минимум 15% контрактов должны разыгрываться на прямых торгах исключительно среди малых предприятий.
В рамках нацпроекта по поддержке предпринимательства государство впервые в истории российского бизнеса поставило задачу к 2024 году довести объем закупок у МСП до 5 трлн рублей. Ответственность за этот показатель также несет Корпорация МСП.
Премьер-министр Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивал, что именно закупки являются мощнейшим стимулом развития всей экономики, включая малый и средний бизнес. «[Благодаря переходу на трехлетние планы закупок у МСП] появится лучшая возможность подготовиться к будущим конкурсам и перспективным заказам”, — говорил премьер.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев
Дмитрий Астахов/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
Игра вдолгую
По мнению главы Корпорации МСП Александра Бравермана, переход на трехлетние закупочные планы несет только положительные изменения для малого бизнеса, ведь «существенно повышается предсказуемость”. План закупок в первый год будет детальным, во второй год — агрегированным, а на третий — прогнозным.
«Безусловно, переход на трехлетние планы закупок позитивно скажется на выполнении такого показателя нацпроекта МСП, как достижение 5 трлн закупок к 2024 году. Предпринимателям будет проще заблаговременно готовиться к участию в закупках”, — отметил Браверман.
С ним согласен и глава общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России” Александр Калинин. Он отмечает, что переход на трехлетние планы повысит уверенность не только поставщиков, но и самих заказчиков.
Непродление контракта с крупным заказчиком зачастую грозит малым предприятиям финансовыми проблемами и необходимостью консервировать оборудование, обращает внимание Калинин. «Особенно это касается производственного бизнеса, который для выполнения заказа должен приобретать новые станки либо заключать долгосрочный контракт с металлургическим предприятием”, — напоминает он.
Омбудсмен по закупкам в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей РФ Сергей Габестро, как и Калинин, видит в переходе на трехлетние планы большие плюсы для самих госзаказчиков.
«Это, безусловно, правильная мера, — говорит он. — Ведь для любой компании снабжение — это поиск партнера, а не поиск поставщика. Поставщик сегодня что-то поставил, а завтра не поставил, и для производства это критичная история”. Производству нужны долгосрочные партнеры, которые будут поставлять продукцию и услуги в течение длительного периода, от года до десяти лет, поясняет Габестро. Поэтому чем более длительный срок станет формироваться в плане закупок, тем легче будет малому бизнесу стать надежным партнером крупного, указывает он.
Запастись впрок
Петр Ковалев/ТАСС
Большинство опрошенных предпринимателей в трехлетних планах закупок видят для себя новые гарантии: возможность «запастись впрок” и реально рассчитывать свои силы, участвуя в конкурсе.
«Если будем знать не на год, а на три года вперед [о закупочных планах крупнейших заказчиков], — это большой плюс, потому что я могу спрогнозировать, где могу поучаствовать, где не могу, какую-то продукцию я заранее могу купить. Это помогает лучше анализировать рынок”, — уверяет предприниматель Константин Кокуев, занимающийся поставкой бытовой химии и хозтоваров (компания «ТП Ягуар центр”).
Предпринимательница Анна Заборцева (ее компания «Опора страны” выпускает железобетонные стойки для линии электропередач) в решении властей тоже видит плюсы.
«С одной стороны, это сильно облегчает работу заказчиков и делает очень предсказуемой работу поставщиков, и, конечно, это большой плюс”, — говорит Заборцева. Однако если после перехода на трехлетние закупочные планы госкомпании будут стараться заключать только долгосрочные контракты с МСП, это усилит соперничество. И предприниматели, проигравшие в тендерах, будут вынуждены долго ждать своего очередного шанса, рассуждает предпринимательница.
Разделяет ее опасения и коммерческий директор компании — поставщика товаров для офиса «Офис Маркет” Ян Гольдин. «Сейчас конкуренция возросла по сравнению с предыдущими годами достаточно серьезно. Трехлетние планы могут эту конкуренцию еще больше усилить, оставив небольшие шансы на возвращение компаниям, проигравшим в долгосрочной перспективе”, — считает Гольдин.
Закупки есть, куда расти?
Предлагая дальнейшие улучшения в сфере регулирования закупок, предприниматели в один голос называют создание единого стандарта документации тендеров. Сегодня у заказчиков могут быть индивидуальные подходы к документам, которые должны быть предоставлены участниками конкурса. Кроме того, предприниматели не всегда могут рассчитывать на аванс при выполнении работ.
«Хотя авансирование и предусмотрено закупочным законодательством, но фактически никогда не предоставляется. Кроме того, далеко не всегда заказчики расплачиваются в положенный по закону 30-дневный срок”, — отмечает Заборцева.
Гольдин видит еще одну проблему на рынке госзаказа — недостаточную квалификацию некоторых малых предприятий, а также недобросовестную конкуренцию. «Есть моменты, когда некоторые поставщики сильно занижают цену, предлагая при этом некачественный товар, и за счет такого демпинга стремятся вытеснить конкурентов. Что в таком случае остается добросовестным?” — недоумевает предприниматель.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов в своем недавнем докладе президенту РФ Владимиру Путину также обратил внимание на такой барьер, как существование фиктивных закупок у МСП — когда квотированные закупки для малого бизнеса выигрывают компании-посредники, аффилированные с заказчиком.
Однако, по словам главы «Опоры России”, данная проблема практически полностью устранена. Ситуация меняется, так как за соблюдением норм Федерального закона №223, помимо Федеральной антимонопольной службы, следит Корпорация МСП. Кроме того, по словам Калинина, в августе прошлого года Федеральная налоговая служба серьезно почистила реестр МСП, убрав из него аффилированные с госзаказчиками компании.
«Все «дочки» и «внучки» госкомпаний были убраны ФНС из этого реестра в августе прошлого года”, — уверяет Калинин.
Осилить 5 триллионов
Генеральный директор, председатель правления АО «Корпорация «МСП» Александр Браверман, Михаил Терещенко/ТАСС
Вопреки всем сложностям, позитива больше. По мнению главы Корпорации МСП, несмотря на то что нарастить закупки у бизнеса до 5 трлн рублей — задача непростая, осилить ее можно.
«Надо стимулировать малых и средних предпринимателей на качественное исполнение закупок и самих заказчиков — на плодотворную работу с малым бизнесом”, — подчеркивает Браверман.
Сами заказчики ожидают, что переход на трехлетние планы будет выгоден всем — «и нашим и вашим”.
С этим, например, согласны в «Интер РАО”. «Субъекты МСП смогут более четко планировать свою загруженность, понимать, когда, где и в каких закупках могут поучаствовать на три года вперед. Соответственно, смогут привлекать больше инвестиций, что отразится на их технологическом развитии, а мы сможем получить более качественную продукцию, которая, может быть, будет даже немного дешевле”, — отмечает начальник управления правовой работы и корпоративных отношений «Интер РАО — Центр управления закупками” Александр Цыпилев.
Он добавляет, что на малый бизнес у «Интер РАО” пришлось примерно 56% закупок от общего объема в 2018 году. Переход на трехлетние планы закупок позволит увеличить цифру по крайней мере до 60%.
В «Российских железных дорогах” считают, что трехлетнее планирование будет способствовать увеличению предложения со стороны МСП.
«Поставщики смогут лучше оценивать потребности заказчиков и развивать производство, исходя из этих оценок, а также своевременно готовиться к участию в закупках. Благодаря этому в перспективе количество малых предприятий и их производственные возможности будут расти. Заказчики же в итоге получат более качественные товары, увеличат экономию и снизят риски несвоевременных поставок”, — отметили в РЖД.
В прошлом году РЖД отдали малым предприятиям 56,3% своих закупок.
По данным Корпорации МСП, в 2018 году доля закупок крупнейших заказчиков у МСП составила 40% по прямым торгам (без участия крупного бизнеса). Ожидаемый план по доле общих закупок на 2019 год — 44,1%, что почти в 2,5 раза превышает установленную квоту 18%.
Юлия Ермилова, Георгий Яшунский