Всего за время пандемии Торгово-промышленная палата получила 761 обращение. Business FM узнала у представителей бизнеса, полезны ли сертификаты ТПП
Торгово-промышленная палата РФ с 18 марта выдала бизнесу 251 сертификат о форс-мажорных обстоятельствах по внешнеторговым контрактам, заявил ТАСС глава палаты Сергей Катырин. Всего за два месяца было получено 761 обращение, добавил он.
Business FM спросила у представителей бизнеса, могут ли помочь такие сертификаты. Генеральный директор группы компаний «Русит» Дмитрий Филиппов отмечает, что такой сертификат пока не понадобился, так как большинство клиентов идут на уступки.
Дмитрий Фролов, генеральный директор ГК «Русит» считает: «С точки зрения нашей компании, острой потребности в подобной справке нет, поскольку с большинством клиентов мы договариваемся полюбовно, все ситуацию понимают, где-то нам дают отсрочки, где-то подписанные контракты отложились. Даже в том случае, если, предположим, люди завезли два контейнера сырья, и я давно должен был бы выбрать в соответствии с договором и переработать, но в связи с с тем, что бизнес полтора месяца был практически парализован, я только с завтрашнего дня начну вывозить первые тонны, соответственно, пойдут сроки по оплате. То есть у меня сейчас актуальности с тем, чтобы идти в суды, пока не возникло».
«Для туроператоров сертификаты ТПП оказались очень востребованными», — говорит генеральный директор компании Space Travel Артур Мурадян. — «Сертификаты востребованны, потому что, в отличие от заявлений, что суды не будут работать, как изначально говорилось, по факту все суды работают, операторы продолжают получать иски, и наличие таких сертификатов о форс-мажоре позволит туроператорам, в частности, отстоять свое право не платить пени и штрафы. Мы уже столкнулись с тем, что часть туристов, отказавшихся переносить или депонировать средства за тур, требуют возврата, требуют его с выплатой всех штрафов и пеней, а у некоторых это уже двукратно превышает даже сумму самого несостоявшегося тура. Как раз все надежды будут именно на сертификаты, поскольку пока сам Верховный суд до конца так и не занял четкую позицию по всем сорванным сделкам. Это касается только штрафов за неисполнение, потому что от исполнения самих обязательств этот сертификат ни в коей мере не освободит. Но мы видим, что, к сожалению, получать его на каждую сделку в рамках работы туроператора, особенно федерального значения, является практически утопией. Например, только по одной стране может быть десять тысяч несостоявшихся туров. Каждый из них по факту должен быть подкреплен отдельным сертификатом. К сожалению, их нельзя обобщить в рамках одной страны, или в рамках одного периода, или в рамках одного юрлица. Только исключительно по каждой сделке, по которой были сорваны или не выполнены какие-то условия, можно обращаться за получением сертификата».
Глава компании — поставщика медтехники «Союз» Евгений Жуков полагает, что заключение ТПП может быть очень актуально в период пандемии, хотя его предприятие с необходимостью получения сертификата еще не сталкивалось: «Я не знаю относительно этих сертификатов, потому что мы с этим делом еще не сталкивались. В принципе, все наши получатели довольно адекватные, и когда есть такие обстоятельства, как сейчас с коронавирусом, они все это понимают. Но я думаю, что именно в экстренных ситуациях, таких как коронавирус, наводнение, как ситуация с фурами на границе с Китаем, которые просто не могут проехать, это заключение для финансовой деятельности очень актуально. Торгово-промышленная палата имеет право на выдачу именно заключений о форс-мажорных обстоятельствах, соответственно, суды должны принимать их во внимание. Отсрочки по государственным контрактам в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств — это отдельный пункт в государственном контракте, и государственный заказчик тоже загнан в определенные рамки нашим законодательством, и даже если он решит, что у вас все правильно, вас можно понять, но без соответствующего документального подтверждения он не имеет права этого принять. Заказчик будет наказан в случае проверки. Когда он ссылается на форс-мажорные обстоятельства, не взыскивая штрафных санкций с поставщика, при этом не имея документального обеспечения, любой проверяющий сразу же его накажет. В остальных случаях, помимо государственных контрактов, конечно, все это можно решить полюбовно».
По словам главы ТПП Сергея Катырина, из-за роста числа обращений бизнеса палата значительно увеличила число юристов. На работу только с одним пакетом по заявке уходит в среднем от трех до пяти часов.