Запрос котировок – один из первых конкурентных способов определения поставщика, появившихся в российском законодательстве о государственных и муниципальных закупках.
За многие годы своего существования эта процедура претерпевала неоднократные изменения, оставаясь при этом максимально простой в применении и достаточно быстрой по длительности проведения.
В последнее время количество объявленных запросов котировок значительно снизилось, что обусловлено рядом факторов, в том числе условиями выбора такого способа определения поставщика, установленными в действующей редакции Закона № 44-ФЗ.
Автор: Постовалова Снежана Олеговна, ведущий юрисконсульт Экспертного центра Института госзакупок
В основном отказ от такой процедуры происходит в пользу электронного аукциона, правила проведения которого фактически восполняют существующие недостатки запроса котировок, сохраняя при этом условие выбора победителя на основании единственного критерия – цены контракта.
Основными претензиями к актуальной версии рассматриваемой закупки являются:
- низкий порог начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого проведение запроса котировок не допускается. Ограничение в размере 500 тыс. руб. перестало быть релевантным после вступления в силу с 24.04.2020 изменений в п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, и появления у заказчиков возможности заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. без проведения конкурентных процедур;
- лимит запросов котировок в размере, не превышающем 10% от совокупного годового объема закупок;
- сроки проведения (сопоставимые с процедурой электронного аукциона);
- отсутствие возможности установления условия об обеспечении заявки (хотя в отдельных случаях такую особенность можно рассматривать, наоборот, в качестве преимущества запроса котировок);
- невозможность использования механизма, предусмотренного ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и регламентирующего право, при наличии соглашения сторон, увеличения количества поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной победителем, и начальной (максимальной) ценой контракта. Главное препятствие заключается в том, что применение этой нормы допускается только тогда, когда такое условие было заблаговременно включено в документацию о закупке, формирование которой в запросе котировок не предусмотрено;
- ограниченные возможности проверки соответствия участников. В случае, когда заказчиком установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ), то есть обладать специальной правоспособностью, в качестве подтверждающего документа допустимо потребовать исключительно декларацию, которая, кроме прочего, формируется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Отсутствие возможности запроса копии официального документа на этапе подачи заявки существенно затрудняет процесс проверки комиссией заказчика соответствия участников такому требованию и создает дополнительные риски.
Очевидно, что потребность в совершенствовании правил проведения рассматриваемой процедуры существует, и в этом отношении уже были предприняты соответствующие первые шаги. Предлагаем читателям «Директора по закупкам» ознакомиться с ключевыми элементами реформы закупки путем проведения запроса котировок, а также рассмотреть возможные пути его дальнейшей модернизации.
Так, Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ (далее – Закон № 449-ФЗ) были внесены существенные коррективы рассматриваемого способа определения поставщика. Однако вступление в силу обновленных правил уже неоднократно переносили. Сейчас мы ожидаем наступления 01.04.2021 – актуальной даты, на которую назначена «перезагрузка» процедуры запроса котировок (изменение срока произошло в связи с принятием Федерального закона от 31.07.2020 № 249-ФЗ).
Ключевые аспекты грядущей реформы
Основы правового регулирования обновленной процедуры будут заключены в статье 82.1 Закона № 44-ФЗ, а статьи 82.2 – 82.6 упразднят.
Некоторые изменения претерпят условия выбора способа закупки. Так, заказчик будет вправе проводить электронный запрос котировок, равно как и сейчас, при закупке абсолютно любых товаров, работ или услуг, при этом предел начальной (максимальной) цены контракта, свыше которого проведение такой процедуры не допускается, увеличится с 500 тыс. руб. до 3 млн. руб. Такое увеличение более чем обосновано запланированным вступлением в силу с той же даты новых правил осуществления закупок у единственного поставщика в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, которые должны будут предоставить заказчикам возможность закупать товары на сумму не превышающую 3 млн. руб. посредством электронных магазинов. Так как указанный механизм не распространяется на закупки работ и услуг, новый запрос котировок в электронной форме должен будет компенсировать наличие в законодательстве о закупках упрощенной методики удовлетворения такой потребности. Однако основным затруднением все ещё останется ограничение количества запросов котировок в размере 10 % от совокупного годового объема закупок. Остается неясным целеполагание установления данного предела, поскольку рассматриваемая процедура в полной мере удовлетворяет всем требованиям прозрачности, простоты администрирования и условиям конкурентности.
Одним из важнейших изменений станет ускорение всего процесса проведения закупки. Так, по новым правилам минимальный срок подачи заявок составит 4 рабочих дня, а условие о продлении такого срока в случае, если запрос котировок признают несостоявшимся будет исключено. Вместо этого, при наличии единственной заявки, соответствующей всем предъявляемым требованиям (в том числе, когда была подана только одна заявка), с этим участником будет заключаться контракт как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Если же ни одной заявки не поступит, либо все поступившие заявки будут отклонены, то заказчику потребуется провести новую закупку.
Отдельно стоит отметить, что новые правила не допускают возможности внесения изменений в извещение после объявления процедуры, но отмена закупки по решению заказчика предусмотрена (не позднее чем за 1 час до окончания срока подачи заявок).
Предлагается также сократить и сроки заключения контракта. Предусмотрено, что заказчик будет направлять проект контракта победителю не позднее 3 часов с момента размещения протокола подведения итогов, а победитель должен будет подписать его не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем получения от заказчика. После получения подписанного победителем контракта заказчик должен будет подписать его также не позднее 1 рабочего дня. При этом закреплено правило, что в общей сложности контракт может быть заключен не ранее чем через 2 рабочих дня, следующих за днем размещения итогового протокола. Важной особенностью процедуры станет недопустимость формирования протокола разногласий.
Что касается протоколирования, то в этой части также должны произойти некоторые изменения. Так, присвоение порядковых номеров в порядке возрастания цены контракта участникам закупки будет производить котировочная комиссия заказчика, вместо действующей сейчас ранжировки оператором электронной площадки. Привычный способ подписания протокола на бумажном носителе каждым членом котировочной комиссии сменится цифровым форматом. Предусмотрено, что каждый член комиссии должен будет подписывать электронную форму протокола своей персональной усиленной квалифицированной электронной подписью. Поэтому, чтобы обеспечить такую техническую возможность, заказчику необходимо позаботиться о получении электронной подписи на каждого члена комиссии, после чего зарегистрировать таких лиц в ЕИС в качестве пользователей, уполномоченных на осуществление действий от имени заказчика.
Ключевые изменения затронут состав и содержание заявок на участие в закупке, где, кроме формальных корректировок в части предоставляемых сведений, закреплена возможность заказчика установить требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих наличие у участника закупки специальной правоспособности (то есть: лицензий, разрешений, допусков и проч.).
Из анализа предлагаемых изменений можно сделать вывод, что они направлены на нивелирование основных недостатков действующей версии запроса котировок. Новая процедура должна стать быстрее, эффективнее и надежнее, и, кроме того, приобрести больше процедурных отличий от закупки путем проведения электронного аукциона. Однако и в обновленной версии остается ряд нерешенных вопросов, самым главным из которых является предел в размере 10% от совокупного годового объема закупок.
Какое будущее ожидает запрос котировок?
В этом году на сайте Минфина России был опубликован проект изменений в положения Закона № 44-ФЗ, предусматривающий масштабную оптимизацию закупок. Одно из ключевых изменений, предлагаемых ведомством, – сокращение количества способов определения поставщиков. Вместе с тем осуществление закупок путем проведения запросов котировок в новой концепции сохраняется, но правила проведения процедуры определенным образом доработаны. Стоит отметить, что изменения, предусмотренные оптимизационным пакетом, во многом перекликаются с еще не вступившими правилами, установленными Законом № 449-ФЗ.
Ниже рассмотрим основные из них.
- Заказчик вправе проводить такую закупку в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. руб. «Привязка» к процентному отношению от совокупного годового объема закупок больше не предусматривается. Кроме того, в ряде случаев заказчик будет вправе проводить запрос котировок вне зависимости от размера начальной (максимальной) цены контракта. Такие основания появляются в том числе в связи с исключением из Закона № 44-ФЗ запроса предложений, а именно: закупки заказчика, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства; закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено на основании ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ; закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, если контрольным органом в сфере закупок выдано предписание об отмене результатов определения поставщика на поставку таких товаров, либо судом вынесено определение об обеспечении иска, поданного заказчиком в связи с неисполнением контракта, или принято решение о расторжении контракта на поставку таких товаров, либо ранее заключенный контракт на поставку таких товаров расторгнут.
- Возможность закупки дополнительного объема товара на этапе заключения контракта путем увеличения количества товара на сумму, не превышающую разницы между предложением победителя и начальной (максимальной) ценой контракта – не допускается.
- Допускается возможность внесения изменений в извещение не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок, но с обязательным условием о продлении срока подачи заявок таким образом, чтобы со дня внесения изменений до даты окончания срока подачи заявок срок составлял не менее 3 дней.
- В заявке на участие в закупке появляются требования о предоставлении реквизитов счета, на который будет осуществляться перечисление денежных средств в качестве оплаты исполненного контракта (либо этап контракта).
- Условие о предоставлении копии документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ также предусмотрено.
- Закреплены случаи, когда заказчик устанавливает требование об обеспечении заявки на участие (если начальная (максимальная) цена контракта на превышает 1 млн. руб. – заказчик вправе такое требование не устанавливать, если превышает – обязан установить).
- Новые основания для отклонения заявки: выявление отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с данным пунктом; в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона № 44-ФЗ (основания для отказа в принятии банковской гарантии).
- Правила заключения договора и запрет на формирование протокола разногласий – как в Законе № 449-ФЗ.
- В случае признания закупки несостоявшейся по причине: отсутствия поданных заявок; отклонения всех поданных заявок по результатам их рассмотрения; признания всех участников закупки (за исключением предусмотренных законом случаев, когда участник закупки отозвал свою заявку) уклонившимися от заключения контракта, заказчик вправе осуществить новую закупку либо продлить срок подачи заявок не менее чем на три рабочих дня со дня признания закупки несостоявшейся.
- Если по результатам продления запрос котировок вновь будет признан несостоявшимся по вышеуказанным основаниям, заказчик вправе осуществить новую закупку либо осуществить закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, в настоящее время существует два возможных сценария, по пути которых может пойти реформа процедуры запроса котировок. Оптимизационный пакет поправок предлагает значительно больший объем изменений в части проведения рассматриваемой процедуры. Предполагается, что рассмотрение указанного законопроекта в Государственной Думе будет осуществляться в рамках заседания осенней сессии.
Будут ли запросы котировок корректироваться в два этапа (Законом № 449-ФЗ, а потом Оптимизационными поправками) или в один этап – после масштабных изменений в Законе № 44-ФЗ – пока неизвестно. Однако в любом случае нас ожидают существенные изменения в части проведения данного способа определения поставщика.