31 января 2019 прошел практический семинар «Business Travel технологии сегодня. Лучшие практики», организованный Ассоциацией Профессионалов по Управлению Закупками.
Что беспокоит закупщиков сегодня? В первую очередь это недоверие к ценообразованию ТМС (Тravel management company) при продаже гостиничных услуг (отсутствие прозрачности), ограничение контента тревел-поставщиков на усмотрение ТМС, отсутствие очевидных конкурентных различий между ТМС.
Эксперты регулярно замечают, что предложение ТМС по гостиницам на 15-20% превышает стоимость в открытых интернет-источниках, помимо предусмотренных сервисных сборов ТМС. 3Д-контракты используются клиентами как заградительная мера для таких внебюджетных перерасходов. Нерациональна и трата времени сотрудников подразделений закупок и тревел-менеджеров для проверки цен ТМС.
Сегодня большинство компаний пока ограничивается внутренней автоматизацией бизнес-тревела и по-прежнему изучает рынок технологий, готовясь к IT-аутсорсингу. При этом компании сразу задаются вопросом стоимости IT-платформы. Корпоративные пользователи отмечают передовые удобные технологии ТМС, но возможная смена ТМС по каким-либо причинам пугает предстоящей миграцией технологий, ставших привычными. При этом российские компании еще ограничены выбором из небольшого числа локальных IT, в тоже время зарубежные компании жалуются на отсутствие на нашем рынке локализованных глобальных IT-решений, которыми пользуются их международные офисы
Что хотят закупщики: управлять выбором/набором поставщиков тур-услуг, ценой услуги до покупки, работать с нейтральной платформой для подключения к ней и ТМС, и прямых поставщиков, консолидировать документы и данные, иметь возможность предоставить сотрудникам в поездке мобильное приложение больше как дополнительный сервис, чем инструмент бронирования.
По мнению закупщиков современная модель бизнес-тревела – это Сервис и Технологии, которые обеспечивают разные провайдеры.
Сегодня есть спрос корпоративных заказчиков на нейтральные платформы, а предложение ограничено. Опыт рынка в работе с нейтральными платформами пока недостаточен для формулирования стандартных требований клиентов, пул поставщиков таких платформ ограничен небольшим количеством игроков.
Прямые поставщики через ТМС – известная формула трехсторонних договоров, но клиенты хотят «поменять местами слагаемые» ради прозрачности цен. Такой подход в тренде на зарубежных рынках.
Интересно, что взяв на вооружение успешный международный опыт с нейтральными бизнес-тревел платформами, российские корпоративные покупатели по-прежнему отрицают или недооценивают пользу консалтинга в области бизнес-тревел, призванного оптимизировать расходы компании и эффективность бизнес-процессов и сотрудничество с тревел поставщиками. Следуя мнениям, озвученным в ходе семинара, клиенты не удовлетворены или не доверяют консалтингу, который предлагает их ТМС.
Но нельзя не отметить безусловное преимущество консалтинга ТМС – услуга бесплатная, предлагается и предполагается в клиентском сервисном пакете. В тоже время, бесплатной услуге не доверяют и редко пользуются результатом, в том числе говоря о предвзятости ТМС.
Готовы корпоративные заказчики платить за независимый консалтинг? Рассмотрим на примере годового тревел бюджета от 100 000 000 руб. Если консалтинг даст абсолютную экономию минимум 3-5%, что практически гарантировано при качественном экспертном консалтинге, то экономия клиента сразу измеряется в 6-значных суммах. То есть, консалтинг дает немедленный экономический эффект, однозначно окупает расходы на консалтинг и обеспечивает положительные финансовые результаты в периоде. Стоит включить независимый консалтинг в набор инструментов управления командировками? Мы предлагаем, а практика покажет …
Автор: Анна Кузнецова, консультант-эксперт по направлению бизнес-тревел