Эффективность закупок с запуском контрактной системы резко выросла, но усложнилась.

Олег Сапожков — о перемирии регуляторов госзаказа

Пятничная пресс-конференция движения «За честные закупки», на которой планировался анонс будущего форума «Госзаказ», продемонстрировала: несмотря на накопленный груз жалоб на контрактную систему, в целом власти довольны результатом. Как сказал аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров, «добросовестным участникам стало сложнее работать, жуликам стало сложнее что-то стащить». По оценке СП, эффективность закупок с запуском контрактной системы резко выросла — хотя в последние годы и падает из-за усложнения системы и адаптации недобросовестных участников к новым реалиям. Даже конкуренция в госзаказе сохранилась на прежнем уровне и снижается только в закупках госкомпаний.

Собственно, это и стало главной новостью пресс-конференции в ТАСС: после нескольких лет споров о радикальных реформах и дележа полномочий все регуляторы наконец-то сошлись на том, что контрактную систему нужно не ломать и строить заново (как хотелось бы многим из них) — а только настраивать и развивать. Большинство предлагаемых доработок устраивает и Минфин, и ФАС, и Казначейство, и СП: необходимость упрощения планирования и процедур, развития нормирования, автоматизации расчета стартовых цен, перехода от сбора заявок на участие в закупке к простому согласию на выполнение заказанных работ, учета репутации при борьбе за дорогой госзаказ (“Ъ” подробно писал обо всех этих идеях на минувшей неделе) уже не вызывает споров. По словам главы профильного департамента Минфина Татьяны Демидовой, определен и будущий модус операнди: до конца весенней сессии Госдумы министерство рассчитывает свести в один законопроект все новации, на которые ведомства согласны,— а противоречия обсуждать отдельно.

Однако нежелание регуляторов госзаказа конфликтовать друг с другом делает работу над упрощением системы госзакупок — чего, собственно, и добивался Минфин, начиная ее обсуждение,— слишком осторожной. Например, споры вызывает вопрос о том, как устроить взаимодействие банков, блокирующих обеспечение заявок на спецсчетах, с IT-системой госзаказа. Казначейству и ФАС не нравится ни сама идея спецсчетов, ни то, как она реализована: ФАС регулярно приходится отменять результаты торгов из-за некорректной работы блокировки обеспечения, рассказал замглавы службы Михаил Евраев,— а банки не несут никакой ответственности за сбои; для защиты участников закупок в системе нужен клиринг. В Минфине же говорят, что жалоб на работу банков нет и клиринг не нужен. Но «мирные» намерения регуляторов госзаказа не предполагают вопроса о том, нельзя ли «снести» спорную норму в принципе. В частных разговорах чиновники вспоминают: спецсчета — «внешняя» идея, никто из регуляторов на ней не настаивал, но искать виноватых и ворошить былое никто не хочет, раз уж норма есть, придется как-то приспособиться. Насколько такой подход годится для упрощения чего бы то ни было, к сожалению, тоже никто не обсуждает.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3922312