Главный вектор – оптимизация процесса госзакупок

Ассоциация менеджеров совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провели на базе Комитета по профессиональным услугам для бизнеса совместный круглый стол о государственных и корпоративных закупках.
Кирилл Родин, директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ, председатель Комитета, наметил перечень дискуссионных вопросов, в том числе — насколько изменится процесс закупок согласно новым законодательным инициативам, какие опасения вызывают грядущие перемены в данной сфере у представителей бизнеса, что можно предложить поставщикам услуг, таких как коммуникационные, исследовательские, консалтинговые.
Модератором круглого стола выступил Георгий Сухадольский, руководитель аналитического центра «Интерфакс-Proзакупки».
Виктория Цыбульская, начальник отдела информационного обеспечения в сфере закупок Министерства финансов РФ, сфокусировала внимание участников делового события на том, что дальнейшее реформирование госзакупок предполагает создание более комфортных условий для заказчика и сокращение недобросовестной конкуренции.
Цыбульская указала на составные нового этапа развития контрактной системы – перевод всех госзакупок в электронную форму, функционирование электронных площадок, введение финансовой модели спецсчетов, создание единого реестра участников закупок. 
«Закон будет перевоплощаться посредством нового оптимизационного законопроекта, так называемого «осеннего пакета»», — прокомментировала она. По словам спикера, если в 71 ФЗ упрощали систему планирования, то сейчас мы двигаемся к следующему этапу закупочной жизни – упрощению самой процедуры закупки. 
В ходе оптимизации процедуры планируется оставить три варианта: конкурс, аукцион, запрос котировок. Следующая инновация – увеличение числа участников закупок, которые смогут заключать контракт в случае, если победитель уклоняется, упрощение нормирования закупок. Предполагается введение универсальной стоимостной предквалификации, т.е. допуск к закупкам свыше определенного объема только участников, имеющих успешный опыт исполнения в объеме не менее 20% от минимальной цены контракта. Будет осуществлена регламентация тайминга проведения электронных торгов, обеспечен иммунитет денежных средств, чтобы минимизировать риски для заказчика, а также исключение документации о закупке, уточнение механизма специального счета. 
Анна Гадалина, начальник отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, коснулась вопроса перехода от бумажного делопроизводства к отладке процессов уведомления о расторжении контракта, подачи жалоб, обжалований посредством ЕИС. «Данные изменения позволят упростить жизнь как субъектам контроля, так заявителям и контролирующему органу», — подчеркнула спикер. 
О деятельности проекта ОНФ «За честные закупки» рассказал его руководитель Валерий Алексеев. В частности, за 6 лет работы проекта стала отмена и устранение нарушений в государственных закупках на 315 млрд руб. «Мы – за то, чтобы формировать картину будущего и понимать, куда движемся», — отметил Алексеев и поделился мнением о необходимости определения критериев эффективности закупки, повышения процента участия бизнеса в закупках, установления правил проведения закупки для каждой отрасли, дальнейшего совершенствования законодательной базы. 
Руководитель удостоверяющего центра «Единой электронной торговой площадки» Алексей Дегтярев затронул тему особенностей квалифицированной и неквалифицированной электронной подписи, которая является точкой входа в инфраструктуру и рынок совершения торгов. 
В финале круглого стола аудитория выразила надежду на дальнейшее совершенствования процесса государственных и корпоративных закупок.