«Трансперенси Интернешнл Россия» провела анализ госзакупок и выяснила, как обходят критерии для заключения контрактов без конкурса, в каких регионах и сферах это делается чаще всего, и какие последствия для российского бюджета несет эта сомнительная практика.
ЧС по собственному желанию
В 2017 году было заключено более 3,5 млн госконтрактов на общую сумму более 6,3 трлн рублей. Большинство закупок были осуществлены через конкурсы и аукционы, но в ряде случаев удалось обойтись без конкурентных процедур и выбрать закупку у единственного поставщика. Закон «О контрактной системе» четко регламентирует, когда это возможно, и одним из таких случаев является чрезвычайная ситуация.
Закупка при ЧС подразумевает экстраординарность, в условиях которой требуется проявление незамедлительной реакции, чтобы не допустить, к примеру, человеческих жертв, угрозу жизни и здоровью людей, вреда окружающей природе и т.д. При этом на заказчика возлагаются обязанности обосновать проведение закупки у единственного поставщика в условиях ЧС. Подобное обоснование он должен предоставить и в случае отсутствия объявленного властями режима ЧС, если ссылается при закупке у единственного поставщика на обстоятельства непреодолимой силы.
Между тем, по данным «Трансперенси интернешнл Россия» зачастую в качестве обстоятельств непреодолимой силы указываются проблемы, которые вполне можно было бы преодолеть. В качестве примера общественники приводят ситуацию, когда заказчик заключает контракт на выполнение срочных работ по устранению аварии ситуации спустя длительное время после ее возникновения, хотя за это время мог бы успеть провести конкурсную процедуру. Также, по мнению активистов, безосновательно проведение закупки без конкурса, когда в конце финансового года заказчику выделены бюджетные средства, и ему необходимо срочно заключить контракт.
«Мы изучили 186 «чрезвычайных» контрактов, заключенных в 2017 году, и пришли к выводу, что подавляющее большинство этих закупок не соответствует требованиям закона. Общая сумма контрактов, заключенных при ЧС — 23,5 млрд рублей», — говорят в «Трансперенси», отмечая, что заказчики трактуют понятие «чрезвычайной ситуации» по своему усмотрению.
Лидеры чрезвычайки
По данным «Трансперенси», наибольшая часть (27%) «чрезвычайных» закупок приходится на Москву. Также в лидерах — Ленинградская область, Забайкальский, Приморский и Краснодарский края.
Что касается столицы, то там в условиях «чрезвычайшины» больше всего работает государственное унитарное предприятие «Экотехпром» Департамента городского имущества Москвы, занимающееся сбором и вывозом мусора или твердых бытовых отходов.
Все 18 контрактов МУП, попавших в поле зрения «Трансперенси», заключены на основании решения Комиссии правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 6 апреля 2017 года.
Так, начав работу по первому контракту в апреле 2017 года, оно должно было «выполнить комплекс первоочередных неотложных мероприятий, направленных на санацию, рекреацию, благоустройство и приведение в нормативное состояние территории полигона ТБО «Малинки» и прилегающей к нему территории, подвергшейся негативному экологическому воздействию». На эти цели «Экотехпром» получил из столичного бюджета всего 5,4 млрд рублей.
Однако, по оценке активистов движения «Стоп-Малинки», в которое входят жители Новой Москвы и Подольска, более 90% выделенных предприятию средств пошли на строительство нового объекта, а не на рекультивацию полигона.
Как выявило в июле 2017 года Главное контрольное управления Московской области (Главконтроля), половина закупок, сделанных «Экотехпромом», заключены с нарушением законодательства, поскольку заказчик выбрал неверный способ определения поставщика.
«Во всех проанализированных нами контрактах ГУП «Экотехпром» вместо конкурсов или аукционов был безосновательно выбран неконкурентный способ определения поставщика. В бюджет должно вернуться 900 тыс. рублей — такую сумму штрафов должен заплатить заказчик. Если бы был проведен конкурс, экономия при торгах могла бы составить 215 млн рублей», — утверждают в «Трансперенси».
Подсчитали — прослезились
Как высчитали в антикоррупционной организации, конкурентные процедуры позволяют экономить в среднем 9% средств, выделенных из бюджета средств. Если исходить из того, что общая сумма всех контрактов с единственным поставщиком, заключенных без законных оснований составила 18,5 млрд рублей, то госбюджет потерял 1,67 млрд рублей.
По мнению «Трансперенси», такие потери обусловлены не только вольным трактованием понятия ЧС, но и нежеланием заказчиков руководствоваться закрепленным в законе положением о том, что товары, работы, услуги должны закупаться лишь в том количестве (объеме), которое необходимо для ликвидации.
Также заказчики не составляют отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, поскольку для соблюдения процедуры публикации закупки на сайте госзакупок необходимо лишь ввести реквизиты этого документа. Если же отчеты составляются, то зачастую заказчики не могут обосновать необходимость прямой закупки в конкретной ситуации.
Чтобы в будущем не было огромных потерь от необоснованных закупок у единственного поставщика, в «Трансперенси», в частности, считают важным обязать заказчиков публиковать на сайте госзакупок отчет о невозможности использования иных способов определения поставщика. Также необходимо установить ответственность за принятие незаконного решения о закупке у единственного поставщика не в фиксированном размере (50 тыс. рублей), а пропорционально цене контракта.
«Мы предлагаем разработчикам сайта госзакупок ввести фильтрацию государственных закупок у единственного поставщика отдельно по каждому из указанных в законе оснований, а не только по общему критерию «закупка у единственного поставщика», как это сделано сейчас. Это позволит автоматически отбирать нужные контракты и проводить проверку их законности и обоснованности», — уверены в антикоррупционной организации.