Коронавирус: от кризиса до возможности. От централизации к диверсификации

В свете пандемии коронавируса закупщикам стоит активнее оценивать гибкость своих возможностей. Мухаммед Хан, руководитель отдела закупок United Energy Pakistan (ранее – BP Pakistan), заявил, что для превращения коронавируса  «из кризиса в возможность» потребуется особая долговременная стратегия.

Мухаммед Хан, руководитель отдела закупок United Energy Pakistan

Мухаммед Хан сообщил изданию Supply Management  cледующее: «За годы работы закупщики привыкли больше следить за прибылью, чем за применением на деле маркетингового “принципа триединства” в его истинном смысле (торговля должна стоять на трёх китах – люди, планета и прибыль – прим.). Пандемии уже случались и не раз. Жаль, что прежде мы не рассматривали их как возможность усовершенствовать наши системы снабжения. Лучшее, что мы теперь можем сделать – обновить понимание того, что есть “форс-мажор”, и проработать системы закупок с этой точки зрения».

Эксперт считает, что главный плюс любого кризиса в том, что он позволяет найти слабое звено во всей цепочки поставок.

По мнению Хана, стратегия закупок сегодня должна быть следующей:

Восстановление после бедствий и непрерывность бизнеса

Закупщики должны иметь на руках чёткий план по восстановлению после бедствий. Это должна быть не просто красивая модель, которую мы собираемся однажды применить на деле, а нечто, что будет работать на всех участках цепочки поставок. Закупщикам необходимо активнее оценивать долгосрочность своих систем путём симуляции пандемий и прочих кризисов. В этих целях можно использовать метод анализа сценариев и стресс-тесты. Для этого следует:

— Применять рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения касательно здоровья, безопасности и мер по сохранению окружающей среды на всех участках цепочки поставок;

— Отслеживать ключевые ограничения и параметры цепочки поставок;

— Пересмотреть понятие «форс-мажора»;

— Выбирать партнёров с умом»

Анализ

Хан полагает, что специалистам в облости закупок следует понимать, какую отдачу они ожидают при организации поставкок из разных источников: «Всем компаниям стоит подумать, от какой части прибыли они могут отказаться ради диверсификации. Одно дело – получать сырьё за минимальную цену, но из одной локации, и другое – те же объёмы, но со всего земного шара. Диверсификация может быть как на уровне континента, так и страны».

Между тем эксперт предупреждает: «В краткосрочной перспективе будет трудно убедить заинтересованных лиц отказать от привычной прибыли, которую они сейчас достигают с помощью традиционной “экономии на масштабе”. Категорийное управление закупками – одно из эффективнейших средств для достижения этой цели. Для ее достижения следует:

— Обозначить цели для разных уровней диверсификации: континентальной, региональной, на уровне государства и области.

—  Обозначить уровни запасов, при которых компания сможет функционировать. Чем больше ограничений в цепи, тем больше должно быть запасов.

— Обозначить ожидания акционеров и прочих заинтересованных лиц на предмет прибыли, которую стоит ожидать в условиях устойчивой цепочки снабжения».