Коронавирус скоро начнет разрушать глобальные цепочки поставок

Китайские поставщики в зонах уханьского коронавируса могут объявить «форс-мажор», чтобы законно прекратить поставки по экспортным цепочкам. Это приведёт к тому, что многие мировые производства останутся без деталей, прогнозирует IHS Markit.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 30 января объявила глобальную чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения.

В соответствии с китайским законодательством, отечественные компании могут применять положения о «форс-мажорных обстоятельствах» (стихийном бедствии), чтобы избежать финансовой ответственности за неспособность доставить клиентам посылки вовремя.

Это также снимает ответственность за сбои в доставке с конца декабря из-за продления отпусков, введения карантина и прекращения перевозок для замедления распространения вируса.

Ухань производит около двух миллионов легковых автомобилей в год, а его заводы экспортируют сотни миллионов деталей и узлов на сотни крупных предприятий по сборке автомобилей по всему миру.

Джеймс Пинто, управлявший десятью крупными заводами по всей Азии во время восьмимесячной вспышки коронавируса SARS (атипичной пневмонии) в Китае в 2002-2003 годах, рассказал The Epoch Times, что современные производители оригинального оборудования (OEM) хранят резервы материалов и деталей только на несколько дней работы.

Контракты с цепочками поставок OEM требуют, чтобы их китайские поставщики имели два месяца «страхового запаса» для иностранных сборочных линий и ещё трёхнедельный запас на своих заводах.

Несмотря на это атипичная пневмония вызвала потери в размере около 40 млрд долларов США.

Пинто предупреждает, что производители не видели большой угрозы для себя в нынешней вспышке коронавируса, пока 400 млн китайцев не отправились в путешествие в начале января на китайский Новый год. На китайских заводах принято отправлять потребителям трёхнедельные запасы до закрытия на праздники (около 10 января).

Когда китайские заводы закрыты, а трёхнедельный объём продукции уже отгружен, страховой запас истощается на заводах по всему миру.

Хотя почти у всех заводов-изготовителей автомобилей есть планы аварийного восстановления с запасными поставщиками, но многие из этих резервных заводов тоже находятся в Китае. Если коронавирус 2019-нКоВ станет пандемией, производство и транспортировка сократятся по всей стране.

IHS Markit предупреждает, что полномочия Национального государственного совета Китая в условиях чрезвычайной ситуации в области глобального здравоохранения, объявленной ВОЗ, распространяются на установление «норм и правил, регулирующих корпоративное поведение».

Большинство азиатских стран уже назвали 2019-нКоВ инфекционным заболеванием первого уровня, наряду с бубонной чумой и холерой. Несколько стран заблокировали поездки из китайских городов с высоким уровнем распространения коронавируса, таких как Ухань.

IHS Markit ожидает, что прямое высокоскоростное железнодорожное сообщение с Китаем сильно увеличит риски пандемии в районе железной дороги Пекин-Гуанчжоу, которая связывает муниципалитет Пекина, провинции Гуандун, Хэнань, Хубэй и Хунань.

Экономический урон от атипичной пневмонии составил примерно 1% ВВП Китая в 2003 году.

Влияние материкового Китая на мировую экономику сейчас намного больше, чем во время вспышки атипичной пневмонии, когда страна занимала шестое в мире по уровню экономического развития, и на неё приходилось лишь 4,2% мирового ВВП.

Сейчас китайская экономика является второй в мире, и на неё приходится 16,3% мирового ВВП и 10,4% мирового импорта товаров, в сравнении с 4,0% в 2002 году.

Источник: Epoch Times