Лучшие закупочные практики Всемирного банка

Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк) реализует масштабные проекты в разных странах и эффективно контролирует целевое и экономичное расходование вложенных средств. Рассмотрим некоторые практики Всемирного банка, которые можно взять на вооружение в публичных и корпоративных закупках.

Автор: Екатерина Баранникова, эксперт Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по направлению «Повышение эффективности госзакупок»

Ekaterina Barinnikova

 

Во избежание проблем при изменении поставщиком существенных условий подтвержденного на торгах договора согласно требованиям Всемирного банка участники торгов должны предоставлять коммерческие предложения, действительные в течение срока, указанного организатором торгов в тендерной документации и необходимого организатору для проведения формальных процедур, включая подписание договора. Если же организатор не успевает заключить договор в этот срок, то он просит участников продлить срок действия своих предложений, и последние должны либо продлить срок без изменения цен и иных условий предложения, либо отказаться от дальнейшего участия в торгах (Guidelines Procurement of Goods, Works and Non-Consulting Services Under IBRD Loans and IDA Credits & Grants by World Bank Borrowers).

 World Bank/IMF Spring Meetings. Developemen Commitee

 

С целью предотвращения умышленного дробления закупок в рамочном договоре для использования организатором упрощенного порядка проведения торгов и (или) обоснования закупки у единственного поставщика Всемирный банк предусматривает обязательное проведение международных торгов на право заключения рамочного договора сроком не более трех лет и с оценкой планового объема закупки на период договора.

Изменения в период после торгов, но перед заключением договора могут быть вызваны нечетким тендерным заданием, условия которого по-разному понимаются организатором и участниками торгов. Так, в международном тендере транснациональной корпорации на несколько стран (рынков) в тендерном задании было указано — «цена с доставкой на каждый рынок», где организатор имел в виду сопутствующие затраты по импорту, а победивший в тендере участник полагал, что на рынке ЕС действует единая цена, а на рынках третьего мира, включая Россию, — повышенная цена. Всемирный банк успешно решил рассматриваемую проблему, специфицировав в закупочных регламентах по международным торгам применяемые базисы поставки, порядок учета в сравниваемых ценах таможенных пошлин, затрат на транспортировку, сертификацию и прочее.

Большое количество споров и проблем возникает при проведении квалификации участников торгов, когда профессиональные участники могут умышленно не допускаться к торгам недобросовестными закупщиками, а непрофессиональные не допущенные к торгам контрагенты пытаются оспаривать отказ в участии, затягивая время и принося неудобства добросовестным закупщикам. Решением проблемы, согласно позиции Всемирного банка, является проведение «постквалификации» (Requirements for Local Procurement in Borrowing Countries/http) — оценка технических и финансовых возможностей участников после предоставления ими коммерческих предложений, но до определения победителя в тендере. Таким образом обеспечивается справедливая конкуренция и предупреждается неправомерное ограничение доступа к торгам.

С целью обеспечения справедливой конкуренции, согласно позиции Всемирного банка, международные торги по умолчанию должны проводиться в форме открытых тендеров. Если же круг участников международных торгов определяется организатором, то данный тендер относится к «ограниченным международным торгам» (ст. 3.2. Guidelines Procurement of Goods, Works and Non-Consulting Services Under IBRD Loans and IDA Credits & Grants by World Bank Borrowers).

Аналогичной практики придерживается и Европейский банк реконструкции и развития, ссылаясь на принципы ВТО (ст. 2.2. Procurement Policies and Rules For Projects Financed By the European Bank for Reconstruction and Development).

Отслеживая расходование своих займов в разных странах, международные организации способствуют гармонизации права, требуя заемщиков применять при организации международных торгов стандартизированные положения о закупке. Так, с 2003 года Всемирный банк и Организация экономического сотрудничества и развития ведут активную совместную работу по разработке рекомендаций по совершенствованию национального законодательства по регулированию закупок в развивающихся странах. Так, согласно Парижской декларации эффективности займов 2005 года (Paris Declaration on Aid Effectiveness) была принята международная методология оценки национальной закупочной системы.

Порядок регулирования закупок Всемирным банком не является застывшим и постоянно совершенствуется. В частности, в настоящее время Всемирный банк обращает особое внимание на специфику каждого рынка (страны) и учитывает эти особенности в своих требованиях.

Например, Всемирный банк допускает отклонения от своих закупочных стандартов в публично-частных партнерствах, если такие отклонения целесообразны и разумны для ускорения сроков реализации инвестиционных проектов, а имеющаяся политика по закупкам публично-частного партнерства предусматривает наличие прозрачного тендерного процесса. При этом Всемирный банк оставляет за собой право проводить проверки закупочной деятельности данных лиц в рамках «комплаенс». Ключевым вопросом для принятия решения о допустимости использования закупочного стандарта заемщика является соответствие этого стандарта основным принципам торгов Всемирного банка (Use of Country Systems in Bank-Supported Operations: Proposed Piloting Program).

Таким образом, как и в публичных закупках, в закупках Всемирного банка необходимо обеспечить баланс гибкости принятия решений участниками динамично развивающегося делового оборота и одновременно гарантировать защиту прав субъектов закупочных отношений и предотвращать нецелевое использование средств. Как отмечено в одном из закупочных регламентов Всемирного банка, «меры обеспечения регулирования торгов не должны стоить дороже, чем последствия их отсутствия» (Guidance Note for Management of Procurement Responsibilities in Community-Driven Development Projects).