Минфин намерен сосредоточиться на выявлении неизвестных проблем в сфере госзакупок

Минфин РФ планирует в 2020 году сосредоточиться на выявлении неизвестных проблем в сфере госзакупок и поиске способов их решения, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе Московского финансового форуме.

«Должны сосредоточиться на выявление проблем в сфере закупок, — сказал Лавров. — Те проблемы, которые мы знаем, уже решены или решаются в юридическом поле и будут решены технически в 2020 году — планируем довести все технические моменты (работы контрактной системы — ИФ) до полной работоспособности. Дальше надо думать о продолжении оптимизации закупок».

По мнению Лаврова, не выявленные и не определенные проблемы в сфере закупок являются сдерживающим фактором для участия поставщиков в госзакупках.

«Сейчас около 10% контрактов расторгаются по соглашению сторон, — отметил Лавров. — Что стоит за этим явлениям, пока непонятно — то ли это нормальная рабочая практика, то ли имеет место давление на поставщиков со стороны заказчиков. Кроме того, есть одностороннее расторжение контрактов заказчиками. Их общее число невелико (около 8 тыс.), но более 40% таких расторжений признаются необоснованными».

По оценке Лаврова, это одно из проявлений проблем, из-за которых поставщики не идут в госзакупки.

Заместитель министра финансов отметил также, что дальнейшая оптимизация закупочного законодательства должна охватывать не только сам процесс закупок, но и другие этапы — до и после проведения закупок.

«Возможно, поставщики не идут в госзакупки из-за проблем, появляющихся после проведения закупочной процедуры, — подчеркнул Лавров. — Например, из-за сложностей с оплатой. Значит, это необходимо четко обозначить, что несвоевременная оплата — серьезное нарушение и за него необходимо жестко наказывать».

На этапе до проведения закупок, по словам Лаврова, проблема связана с получением лимита бюджетных обязательств. «Несвоевременное получение лимитов, нерациональное их использование приводит к тому, что многие закупки проводятся с опозданием, — сказал он. — Сейчас есть лимиты на трехлетний период — почему бы сейчас не проводить закупки по лимитам на 2020, на 2021 год. Такое впечатление, что у нас где-то системный сбой во взаимопонимании между финансовыми органами и заказчиками. У заказчиков, которым рассказываешь о такой возможности, она вызывает удивление. Необходимо использовать возможность проведения заблаговременных закупок. Это снимет огромный пласт проблем, которые возникают из-за того, что все приходится делать быстро, в суете. Надо решить эту проблему и обеспечить заблаговременное проведение закупочных процедур».

Некоторые из названных проблем могут быть решены в рабочем порядке в рамках развития ЕИС. Так, по словам заместителя руководителя Федерального казначейства Анны Катамадзе, с июля запущен пилотный проект по использованию участниками закупок электронного акта приемки (товара, выполнения работ, предоставления услуг — ИФ). В 2020 году ведомство планирует ввести полноценный электронный документооборот в рамках исполнения контрактов и претензионной работы по ним. Предполагается, что это позволит контролировать процессы исполнения контрактов, включая расчеты госзаказчиков с поставщиками.

Источник