«В прошлом году госзаказчики и госкомпании провели 65,6 тыс. закупок канцтоваров, по результатам которых было заключено 68 тыс. контрактов на 28,7 млрд рублей, — сказал Сухадольский, представляя результаты соответствующего исследования «Интерфакс-Маркер». — При этом большая часть этих закупок (на 20,5 млрд рублей) предусматривала поставку бумаги и картона, бумажные канцелярские принадлежности обошлись заказчикам в 6,1 млрд рублей, а собственно на канцтовары (клей, скрепки и т.п.) было потрачено около 2 млрд рублей».
По данным «Интерфакс-Маркер», в прошлом году затраты госзаказчиков и госкомпаний на канцтовары фактически сравнялись — объем соответствующих госзакупок составил 14,3 млрд рублей, а закупок госкомпаний — 15 млрд рублей. Годом ранее объем «канцелярских» закупок госкомпаний превышал объем аналогичных госзакупок почти на 30%.
При этом стоит отметить, что поставщиками по большей части «канцелярских» госзакупок стали субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП). На их долю пришлось 94,6% (12,9 млрд рублей) от общего объема таких госзакупок.
В исследовании «Интерфакс-Маркер» отмечается также, что около 27% от общего числа всех «канцелярских» контрактов (11,7% от общей суммы таких контрактов) были заключены в результате демпинга (снижение цены свыше 25% от начальной максимальной цены контракта). По результатам еще 18,6% «канцелярских» закупок (около 14% от общего объема) снижение цены контракта было минимальным — на уровне 0-2%.
В топ-5 крупнейших заказчиков канцтоваров в прошлом году вошли «Почта России» (объем закупок составил 1,6 млрд рублей), «Газпром Комплектация» (1 млрд рублей), «Первая образцовая типография» (771 млн рублей), ВТБ (MOEX: VTBR) (482 млн рублей) и АО «Кострома» (409 млн рублей).
«В числе крупнейших поставщиков — московские компании «Канцайленд» (объем канцелярских контрактов — 802 млн рублей) «Москанц» (696 млн рублей), — отметил Сухадольский. — При этом «Москанц» была зарегистрирована только в 2019 году и сразу стала активно занимать лидирующие позиции на рынке — правда, зачастую за счет демпинга. Также компания регулярно выплачивает штрафы заказчикам за просрочку поставки — в базе «Маркера» более 300 начисленных штрафов поставщику за эти два года».
По словам Сухадольского, подобная ситуация складывается и у «Канцайленд», для которой также характерен демпинг, штрафы за просрочку или ненадлежащее выполнение контрактов.
Впрочем, по словам Сухадольского, в число крупнейших поставщиков входят, например, новосибирская компания «Мастер» (391 млн рублей) и рязанская «Офисная техника» (166 млн рублей) с незначительным объемом контрактов с демпингом и малым числом штрафов по контрактам.
Источник: Интерфакс