От виртуальных складов до ботов-консультантов: новейшие технологии на службе отдела закупок

Согласно прогнозам, объем рынка искусственного интеллекта (англ. — Artificial Intelligence, AI) к 2020 году составит 70 миллиардов долларов. Совокупный же доход рынков виртуальной реальности (Virtual Reality, VR) и дополненной реальности (Augmented Reality, AR) к 2020 году достигнет 120 миллиардов долларов. Это на 100 миллиардов долларов больше, чем в этом году. «Умные» персональные ассистенты, например, Amazon Alexa, и голографические технологии (например, Microsoft HoloLens) предлагают потребителям новые инструменты, упрощающие жизнь, и новые виды развлечений. Однако именно в бизнесе эти технологии могут привести к кардинальным переменам. И закупочная деятельность, возможно ― одна их тех бизнес-функций, для которых развивающиеся технологии могут оказаться очень полезными.

Дополненная реальность

Вы наверняка слышали о технологии дополненной реальности (англ. – augmented reality, AR), преимуществами которой уже начинают пользоваться многие компании. Производитель лифтов ThyssenKrup использует технологию Microsoft HoloLens, которая позволяет инженерам увидеть сломанный лифт в формате дополненной реальности и выявить проблему прежде, чем специалисты отправятся устранять ее. На объект они прибывают уже с необходимыми запчастями и инструментами, а значит значительно экономят время.

Аналогичная технология может использоваться для повышения эффективности закупочной деятельности. Когда компании нужно что-то заказать, то это обычно подразумевает выбор продукта из каталога, и то, насколько продукт соответствует ожиданиям, выясняется лишь в момент, когда закупленный товар прибывает на склад. Теперь же, благодаря технологии дополненной реальности, закупщик может изучить характеристики и функциональность товара до размещения заказа.

Если мыслить глобальнее, технология дополненной реальности позволит организациям создавать виртуальные «склады», где будут храниться голографические проекции товаров. Сотрудники смогут тщательно проверять спецификации товара, например, цвет и размер, не имея к нему физического доступа, и принимать обоснованное решение при размещении заказа, а компания сэкономит за счет этого складские площади и деньги, не потраченные на неподходящие товары.

Искусственный интеллект

Технология AI (англ. artificial intelligence – «искусственный интеллект») также может помочь закупщикам сделать рабочий процесс эффективнее. Наверняка в вашей компании действует система, которая фиксирует расход средств конкретным сотрудником. Чтобы собрать необходимые данные и выяснить, сколько было потрачено на конкретный проект или за определенный период, нужно переворошить множество файлов. Если же такая система будет интегрирована с решением на основе искусственного интеллекта, например, Amazon Alexa, эти данные можно будет собрать с помощью голосовой команды.

Способность анализировать данные позволяет использовать искусственный интеллект в качестве консультанта по закупкам. Во многих организациях заказ новых товаров выглядит так: сначала сотрудник выявляет потребность, затем сообщает в отдел закупок, что определенный продукт нужно приобрести, после этого команда закупщиков подбирает поставщика товара исходя из функций, требований к рабочему месту и местонахождению сотрудника. Искусственный же интеллект может анализировать большие данные (big data) и делать все это за вас. В результате он сможет порекомендовать вам определенные продукты, что сделает эту часть закупочного процесса автоматической.

Системы закупок, использующие искусственный интеллект, уже существуют. Например, SAP Ariba демонстрирует, что данная технология может не только рекомендовать те или иные продукты. Провайдер программного обеспечения запустил бота-закупщика, который изучает поведение каждого пользователя и адаптируется к его задачам. Он отдает приоритет тем операциям, которым конкретный пользователь уделяет больше всего времени. Например, если конкретный сотрудник размещает заказ на приобретение 50 шариковых ручек в среду днем, система каждую неделю в то же время предлагает ему повторить заказ.

«Умная» закупочная система может интегрировать и данные о поставщиках. Например, готовить счета с учетом индивидуальных сроков оплаты, предусмотренных тем или иным поставщиком. А поскольку в системе запрограммированы политика, процедуры и регламент осуществления закупочной деятельности компании, все осуществляемые действия согласуются с внутренними директивами. Сотрудники могут не беспокоиться о возможных ошибках при обработке счетов, так как они исправляются автоматически. Это устраняет основной риск, связанный с закупками.

На фоне успеха продуктов на базе искусственного интеллекта и дополненной реальности от технологических гигантов Microsoft и Amazon отрицать потенциал этих технологий уже невозможно. Однако компаниям порой непросто перестроить свои бизнес-процессы. Закупщикам для начала достаточно оценить, какие возможности для них есть уже сейчас. Например, управление запасами и автоматический сбор данных. А также увидеть, как технологии могут оптимизировать закупочный процесс. Приоритетом должны быть достижение конкурентного преимущества и автоматизация рутинных операций, которые позволят отделу закупок сфокусироваться на стратегических задачах.

Автор: Питер Кайндер, технический директор компании Wax Digital.

Источникsupplychaindigital.com

ПереводКристина Мелюк, B2B-Center