Компания ICONIC, которая реализует проекты по внедрению блокчейна в логистические процессы компаний, рассказала о первых результатах.
Логистика — одна из самых перспективных отраслей для применения технологии распределенного реестра. В этом бизнесе много контрагентов, цепочка поставок сложная, а на эффективность всего процесса очень сильно влияет человеческий фактор. Блокчейн может упростить цепочку поставок, сократить число посредников, уменьшить объем документооборота, повысить прозрачность самого процесса и задействованных в нем контрагентов. По оценкам DHL, снижение барьеров в поставках способно увеличить объем глобальной торговли на 15%, а показатель мирового ВВП — на 5%. Эксперименты с блокчейном в логистике Эксперименты по ее внедрению начались в конце 2016 года: члены R3 Wells Fargo и Банк Содружества Австралии впервые успешно использовали блокчейн и смарт-контракты при переправке партии хлопка из США в Китай. Но дальше эксперимента дело не продвинулось. IBM совместно с логистической компанией Maersk создала глобальную блокчейн-платформу для отслеживания прохождения грузов и оцифровки всего документооборота. В этом проекте участвует таможня США и постепенно подключаются крупные логистические компании, такие например как Agility Logistics.
Крупнейший ритейлер Walmart не отстает от конкурентов и внедряет различные системы блокчейна, чтобы удержать лидерские позиции на розничном рынке. В апреле компания подала в Бюро по регистрации патентов и товарных знаков США два блокчейн-патента. Согласно первой заявке, применение описанной в ней технологии поможет Walmart ускорить процесс обработки заказов и сроки доставки от поставщиков. Сейчас они составляют в среднем три-четыре дня, в то время как Amazon (NASDAQ: AMZN) уже сократил с помощью блокчейн-системы сроки доставки до одного дня. Вторая заявка описывает систему, которая позволит оперативно получать любую информацию о продуктах — о содержимом упаковки, условиях хранения, местоположения и так далее. Данные будут загружаться в систему с момента отгрузки товара со склада и до поставки на полки магазина. Кроме того, Walmart рассчитывает, что блокчейн переведет расчеты с поставщиками и клиентами в автоматический режим. История операций будет доступна только контрагентам и закрыта для третьих лиц. Также летом Samsung представила логистическую блокчейн-платформу Cello Square 3.0. Новой услугой смогут воспользоваться продавцы глобального рынка электронной торговли. CelloSquare 3.0, как заявляют авторы проекта, объединяет новейшие IТ-технологии с использованием глобальной логистической операции Samsung SDS. Новая технология должна значительно ускорить сроки доставки международных грузов, а также повысить их надежность, при этом снизив затраты. В конце июля конгломерат Commonwealth Bank of Australia (CBA) задействовал технологию блокчейн в управлении поставками — специалисты отследили путь 17 тонн миндаля в Германию с помощью децентрализованной технологии. В ходе теста крупнейший банк Австралии испытывал блокчейн-платформу на базе Ethereum. Украинская онлайн-платформа A2B Direct стала первой логистической компанией в СНГ, внедрившей блокчейн в цепочку логистических операций. По словам создателей проекта, работающие на Ethereum смарт-контракты решат вопрос с отслеживанием грузов, а также помогут внедрить систему поощрений перевозчиков. На сегодняшний день A2B Direct доставляет грузы по территории Украины и Белоруссии, но в скором времени планирует выйти на международную арену грузоперевозок.
Для России, как крупного экспортера, вопрос оптимизации логистических цепочек стоит на повестке дня. Компании хотят экономить на документообороте, сократить потери, связанные с простоем грузов, и внедрение технологии блокчейн как раз отвечает этим запросам. В июле стало известно, что российская нефтетрейдинговая компания Петролеум Трейдинг переводит сделки на блокчейн. Они будут проводиться на специально созданной платформе Proleum. В течение полугода на блокчейн переведут 30% контрагентов компании, в планах — через год проводить все сделки посредством распределенного реестра. В начале года Петролеум Трейдинг провела первую в мире сделку с нефтепродуктами на блокчейне — сеть АЗС и два поставщика топлива купили у нее бензин через смарт-контракт. Как блокчейн ведет к экономии Мы видим интерес со стороны как крупных, так и небольших компаний, и в нашем портфолио есть уже несколько кейсов по внедрению блокчейн-платформы, способной отслеживать события на каждом этапе грузоперевозок. На чем это помогает бизнесу сэкономить? В сфере логистики традиционно существуют проблемы с бумажным документооборотом. Если условия договора поставки были нарушены, то поставщику может грозить штраф. Поставщик может потом через суд доказывать, что нарушение произошло не по его вине, но проблема в том, что это трудоемкий процесс. Арбитражные споры по таким делам могут занимать недели, бумажные справки легко подделать, почтовая переписка — тоже не самый надежный способ фиксации договоренностей. Даже при наличии электронного учета в систему могут быть внесены изменения, и обнаружить, на каких этапах были нарушены условия, затруднительно. Когда компания обращается в суд, чтобы компенсировать свои потери, найти ответственного за несвоевременную или некачественную поставку зачастую проблематично, что приводит к потерям или несправедливым штрафам. Блокчейн решает эту проблему. В базе распределенного реестра фиксируются все операции, и внести информацию задним числом или изменить ее незаметно для остальных участников невозможно. Все транзакции необратимы, а каждый заинтересованный участник процесса имеет контролируемый доступ и может просматривать историю изменения состояний груза. Нынешняя проблема, затрудняющая активное применение технологии, — сложность оценки экономического эффекта в абсолютных величинах. Рыночные компании крайне осторожно относятся к раскрытию информации о потерях, их объемах, фактах выявленных коррупционных случаев, что сильно затрудняет оценку потенциальных эффектов от внедрения. В то же время, исходя из статистики DHL, объем манипуляций, связанных с несвоевременным исполнением условий контракта на поставку товаров оцениваются в сотни миллионов долларов ежегодно. В результате этих манипуляций крупная компания теряет в среднем 3−5% от своего годового оборота. Внедрение блокчейна позволяет избежать этих расходов. И мы уже видим, как это работает на практике. Блокчейн-цепочка отражает все операции по поставке груза, можно в любой момент поднять историю прохождения товара и понять, на каком этапе и на сколько груз был задержан.
Устранение серых посредников
Сейчас многие компании сталкиваются с ситуацией, когда владелец транспортного средства пытается своевременно получить услуги, но до конца не видит и не понимает стоимость обслуживания и не уверен в том, что агент владельца выбирает оптимальных поставщиков. С предложением интегрировать технологию распределенного реестра в базу с заявками от владельцев транспортных средств к нам обратились госсервисы, страдающие от недобросовестной конкуренции со стороны частных компаний, которые выступают в роли агентов и продают клиентам несуществующие услуги. С помощью блокчейна можно оцифровать весь процесс обслуживания. Например, владелец транспортного средства видит в системе свое место в очереди и набор предложений с услугами и ценами на них. Такой подход исключает серых посредников, способствует честной открытой конкуренции, а также делает процесс обслуживания комфортным для клиента, снижая его издержки. Аналог электронного документооборота Центр хранения документов заменяется распределенным реестром, все записи фиксируются в блокчейн-цепочке, в которой есть ссылки на документы, сопровождающие груз. В бумажном виде документы идут намного дольше, и за выявлением ошибок следуют длительные разбирательства. Наличие документов в электронном виде позволяет решать проблемы, не доводя дело до суда. Такое решение применяется на рынке насыпных грузов. Наличие документов в электронном виде позволило более оперативно соотносить качество прибывающего груза с той информацией, которая указана в сопровождающих документах. Это лишь несколько примеров, как блокчейн может упростить и удешевить логистику. Технология решает проблему доверия между контрагентами, человеческий фактор уходит на второй план плюс скорость — одна из самых важных составляющих успеха в логистике.
Источник: ru.insider.pro