Повышение эффективности закупочной деятельности подведомственных Минобрнауки России организаций

Повышение эффективности обеспечения потребностей государства, его органов и учреждений за счет реализации системного подхода к формированию, заключению и исполнению государственных и муниципальных контрактов, прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и оценки результатов является целью контрактной системы, функционирование которой регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Составляющими принципов открытости и прозрачности при осуществлении закупок являются: обеспечение свободного и безвозмездного доступа к информации о контрактной системе в сфере закупок, открытость и прозрачность, а также полнота и достоверность данной информации.

Указанными принципами при организации своей закупочной деятельности руководствуются и подведомственные Минобрнауки России организации. При этом часть закупок ими осуществляется на неконкурентной основе, что предусмотрено пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (любая закупка до 100 тыс. руб. и до 400 тыс. руб. соответственно) и положениями о закупках подведомственных организаций (любая закупка до 500 тыс. руб.).

Среди преимуществ осуществления закупок на неконкурентной основе можно выделить следующие:

–  гарантированное заключение договора с поставщиком;

–  гарантированное получение заказчиком надежного поставщика;

–  минимальный риск нарушения процесса исполнения контракта;

–  простая и удобная процедура, не требующая больших трудовых и временных затрат.

Анализ планов закупок подведомственных Минорбнауки России организаций на 2018 год показал, что общая сумма планируемых закупок составляет 71,6 млн руб. По состоянию на сентябрь 2018 года фактическая сумма закупок составила 31,4 млн руб., из них у единственного поставщика закупки осуществлены на сумму 13,2 млн руб. В структуре закупок преобладают товары, работы и услуги на сумму менее 400 тыс. руб., на втором месте – товары, работы и услуги на сумму менее 100 тыс. руб. Также достаточно средств было выделено на оплату командировок и проведение культурных мероприятий.

Учитывая достаточно большой объем средств, выделяемых подведомственными организациями на закупки у единственного поставщика, а также «узкие» места проведения таких закупок (отсутствие конкуренции влечет за собой минимальное снижение цены государственного контракта, а также существует риск искусственного дробления закупок), для обеспечения прозрачности расходования денежных средств, контроля закупок, осуществляемых на неконкурентной основе, и повышения эффективности при выполнении закупок малого объема подведомственными Минобрнауки России организациями по заказу Минобрнауки России была разработана специализированная интернет-площадка www.oz-mon.ru.

Основными пользователями системы являются сотрудники Минобрнауки России, подведомственные организации, поставщики товаров, работ и услуг.

Система предоставляет возможность заключения договоров в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи, обеспечивает хранение информации в хранилище государственных закупок, открывает доступ к единой базе данных заказчиков и поставщиков, позволяет проводить многовариантный анализ данных о закупках и выявлять факты нарушений законодательства и злоупотреблений в сфере особых закупок, тем самым повышая эффективность закупочной деятельности подведомственных Минобрнауки России организаций.