Компания «Донстрой» работает по европейской системе девелопмента, создает свои объекты силами подрядчиков, не содержит огромную структуру, занимающуюся проектированием, архитектурными решениями и строительством. «Дострой» инициирует проект, финансирует его строительство, а затем продает. Однако, проверенная на опыте многочисленных девелоперов и отлаженная годами, система, в какой-то момент начала давать сбой, столкнувшись с реалиями российского рынка, а именно с тем, что некоторые сторонние структуры, участвующие в проектах «Донстроя» с целью получения максимальной прибыли пытались мухлевать с поставками строительных материалов, технического оборудования и прочим. В ответ в 2016 году руководство «Донстроя» приняло решение внести серьезные изменения в схему взаимодействия с подрядчиками.
В компании поняли, что больше не хотят слушать «байки» подрядчиков по строительству о том, что сдача работ на объекте задерживается, так как какой-то поставщик не доставил вовремя материалы или материал был доставлен несоответствующего качества, и поэтому все происходит не так, как договаривались. С тех пор «Донстрой» самостоятельно контролирует процессы выбора материалов и их закупочные цены, в структуре компании появилось Управление материально-технического снабжения, основной целью которого стало получение прозрачного ценообразования, осуществление контроля за качеством материалов и сроками поставок. Его сотрудники сразу же погрузились в изучение закупочных процессов и очень быстро пришли к выводу, что только точечное, прямое взаимодействие с производителями даст нужный результат. Новая схема взаимодействия должна была полностью исключить из договорного процесса о поставках посредников.
Сначала вся работа нового управления была сконцентрирована на производителях уникальных материалов и оборудования. Были организованы встречи руководства компании со стратегически важными партнёрами, где им предложили работать напрямую и прозрачно. В рамках запуска программы был сформирован обширный пул (около 200 ведущих производителей) потенциальных партнеров, лидеров рынка строительных материалов и оборудования по ключевым направлениям: фасадные материалы; материалы для внутренней отделки; лифтовое оборудование; системы отопления, водоснабжения и вентиляции; системы электроснабжения и слаботочного оборудования. Программа получила у партнеров хороший отклик.
Главной целью новой схемы работы была поставлена открытость в общении с поставщиками. Раньше рынок считал «Донстрой» закрытой компанией, посредники говорили производителям, что попасть на ее объекты возможно только при условии работы с ними. В новом формате партнерам предоставлены все контактные данные лиц, ответственных за закупки. Если у поставщика есть качественный продукт и хорошее ценообразование, попасть на самые престижные объекты «Донстроя» не составит проблем.
Компания дает партнерам площадку для реализации своего технического и производственного потенциала. В свою очередь просит от них прозрачности в отношениях, чтобы не было как раньше — приходит строительный подрядчик или посредник первым к производителю материалов с запросом для объекта «Донстроя» и «закрывает проект». А «закрывали проект» они, как правило, по цене выше рынка. При таких условиях компании приходилось либо соглашаться с ценой посредника, либо отказываться от этого продукта. Сейчас «Донстрой» еще на этапе проектирования договаривается с производителями о поставке и ее цене. И только потом материал может выкупить ее генподрядчик или субподрядчики, но по тем условиям, на которые компания договорилась с производителем.
Как стать партнером «Донстроя»
Любой сотрудник «Донстроя» может порекомендовать закупщикам какого-то интересного, нужного поставщика. Регулярно собирается рабочая группа, в том числе и проектировщики, она оценивается необходимость внедрения новых продуктов. Чтобы аккредитовать нового поставщика, представители этой группы посещают его производство, объекты, на которых данная продукция уже применена и прошел какой-то цикл ее эксплуатации (3-5 лет). Встречаются с управляющими компаниями, спрашивают, какие есть проблемы с этим оборудованием, материалами. Затем собираются коммерческие предложения и сравниваются с уже применяемым на проектах «Донстроя» решениями. Если продукция по всем параметрам прошла проверку (качественное производство, очень хорошие эксплуатационные характеристики, ценообразование, позволяющее оптимизировать существующие решения), заключается партнерское соглашение.
Сбор данных о новинках партнеров происходит еженедельно. Информация трансформируется в презентации и рассылается по всей компании.
Чтобы уйти от монополий, в каждом сегменте закупок представлено несколько производителей. И все они знают о существовании друг друга в проекте.
Если «Донстрою» нужно провести оптимизацию, компания прежде всего, обращается к текущим поставщикам. В случае, если они не могут помочь, анализируются предложения других. Ситуация, когда поставщик постфактум узнает, что его оборудование заменили, в компании невозможна.
По итогам внедрения новой системы закупок компании чуть больше чем за год удалось сэкономить порядка 40 процентов затрат. Первый эффект был потрясающим. Но сегодня уже сложнее экономить в таком объеме. Однако процесс выстроен, и компания закупает по хорошим ценам и оптимизирует все за счет инноваций.
Сегодня главная цель — применять на объектах больше инновационных материалов, быть лидером в этом вопросе, держать руку на пульсе. И, конечно, расширять свою партнёрскую программу, развивать партнеров. Так недавно, в компании появилась еще одно направление партнёрской программы, которая нацеленная на повышение качества. В рамках этой программы некоторые производители самостоятельно осуществляют контроль за внедрением продуктов на объектах «Донстроя».
По словам генерального директора ЗАО «Дон-Строй Инвест» Алены Дерябиной: «Как правило, от начала проектирования до ввода объекта в эксплуатацию проходит не менее 5-7 лет – колоссальный срок для развития технологий. Партнерская программа позволит нам в буквальном смысле «обогнать время» и уже на этапе разработки проектной документации закладывать в проекты «технологии будущего». Это достигается путем вовлечения партнеров в процесс проектирования в качестве консультантов, и получения первоочередного доступа к лучшим новаторским идеям, в том числе находящимся на этапе разработки. В итоге наш покупатель получит инновационный продукт, который и через много лет будет оставаться на пике актуальности».
Автор: Виктория Тот