Слезть с нефтяной иглы: экспортные перспективы России

Россия известна во всем мире как крупнейший экспортер нефти и газа. При этом президент Владимир Путин поставил задачу вдвое увеличить поставки несырьевых товаров к 2024 году. О перспективах России слезть с нефтяной иглы рассказал президент Synergy Global Trade Рустам Мавланов накануне Synergy Executive Forum.

Что было

Индекс промышленного производства в России стабильно снижался до 1998 года (примерно до 50%), затем ситуация начала улучшаться, и страна стала выходить на прежние значения.

Согласно статистике несырьевого экспорта, его объем в 2010 году составил 40 млрд долларов, в 2012 году уже 140 млрд. Однако в последние 10 лет данный показатель оставался в этих же пределах.

Президент России в своем послании 2018 года поставил задачу выйти на показатель в 250 млрд долларов по объемам несырьевого экспорта к 2024 году. Таким образом, страна должна увеличить оборот в этой сфере в два раза. Задача амбициозная, но выполнимая.

Что стало

Львиная доля российского экспорта, как и прежде, приходится на сырьевую и энергетическую отрасли. Наша страна активно продает за границу минеральные продукты, металлы, древесину. Существенную долю составляет экспорт тяжелой промышленности – машинное оборудование, транспорт. В то же время происходит рост и других отраслей. Несмотря на то, что несырьевой экспорт еще не влияет на общие объемы, по темпам роста некоторых отраслей наблюдается положительная динамика. Например, с 2009 по 2018 год быстрее всего в России росли сегменты текстиля, обуви, продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Это хороший показатель и здесь важно не потерять темп. Для этого нужно повышать экспортную активность и заинтересованность производителей.

Перспективы

Благодаря глобальному развитию электронной коммерции сегодня для экспорта существует все больше возможностей. В частности, использование такого инструмента, как маркетплейсы. Если раньше выход на иностранный рынок для большинства производителей был сложным, запутанным и финансово обременительным процессом, то сегодня экспортировать товары стало легче. Международные маркетплейсы предоставляют возможность экспортировать практически любой товар массового спроса. При этом у таких площадок есть ряд преимуществ. Главное преимущество заключается в том, что конкурентоспособность товара зависит от совершенно новых инструментов – технологий онлайн-продвижения. Они позволяют уйти от ценовой конкурентной борьбы (которую сложно выиграть у китайских производителей) и обратить внимание клиента на другие преимущества товара. В первую очередь – качество. А в этом российские товары могут выгодно отличаться от товаров тех же азиатских производителей.

После успешного выхода на маркетплейсы российские производители вполне смогут продвигаться и в оффлайн, доказав востребованность своего продукта на этом рынке.

Чтобы Россия могла слезть с нефтяной иглы, каждый производитель должен начать работать в этом направлении.

Многие предприниматели из разных стран уже оценили преимущество маркетплейсов, как экспортного инструмента. Они продают свои товары по всему миру и мы можем последовать их примеру. Для этого не нужно огромных инвестиций, а нужны знания, системный подход и действия. Таким образом, благодаря небольшим шагам каждого производителя в этом направлении, имея государственную поддержку экспорта, уже оказываемую производителям в настоящее время, Россия сможет сделать большой шаг к тому, чтобы быть не только одним из крупнейших сырьевых экспортеров, но и страной-производителем качественных и востребованных товаров.