Тренды российского рынка SRM-решений в закупках

Улучшение процессов взаимодействия между компаниями и поставщиками продолжает оставаться одной из ключевых задач закупок. Степень зрелости и налаженности этих бизнес-процессов напрямую влияет на скорость заключения сделок, качество поставляемой продукции, бесперебойность обеспечения бизнеса стратегически важными компонентами. Автоматизация закупок позволяет сделать процесс намного эффективнее, быстрее, экономичнее и проще.

Аналитическая служба B2B-Altis обобщила материалы конференций для закупщиков и результаты исследований консалтинговых компаний на тему SRM-решений. Представляем вашему вниманию ТОП-10 трендов российского рынка SRM-решений:

  • Рост интереса к SRM-решениям. Проекты по автоматизации и оптимизации закупок остаются приоритетными для российских компаний.
  • Прогнозы по финансированию. Руководители закупочных функций говорят о консервативном подходе к инвестиционным бюджетам на 2025 год.
  • Импортозамещение. Продолжается активный переход на отечественное ПО, в том числе и в части SRM-решений.
  • Конкурентная среда. В сегменте SRM-решений появляются новые российские игроки, идет активная конкурентная борьба за лидерство.
  • Новые игроки рынка. Крупнейшие компании-производители растят свои ИТ команды и выводят на рынок ИТ продукты, в том числе SRM-системы.
  • Облачные технологии. Остаются в приоритете, однако при условии высокой степени защиты. Отчасти это вызвано нехваткой оборудования для реализации проектов on-premise.
  • Искусственный интеллект. Тема ИИ привлекает внимание, возрастает интерес к наличию функций ИИ в SRM-системах. На текущий момент все тестируют решения узких задач с использованием ИИ, крупных проектов на рынке нет.
  • Безопасность. В число главных критериев выбора поставщика SRM-системы вошли вопросы сертификации в сфере безопасности, репутация и защита конфиденциальности данных.
  • Интеграция. Требования к качеству интеграционных процессов возрастает. Важно, чтобы данные передавались из одной системы в другую ожидаемым образом. Также, должна обеспечиваться стабильность бизнес-процессов.
  • Ускорение проектов. На первый план выходит time-to-market — как быстро решение готово к выходу на реальный проект. Из-за нестабильности некоторые компании не готовы к длительному внедрению систем, запросы бизнеса могут сильно измениться под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.

На сегодняшний день на российском рынке доступно немало ИТ-решений, которые хорошо зарекомендовали себя в автоматизации закупочного процесса. Среди них − облачная SRM-платформа B2B Altis, которая включает все необходимые для автоматизации закупок модули (заявки, оценка поставщиков, тендеры, контракты, закупки из каталога, организацию поставок и др.) и выступает полноценным аналогом одной из наиболее популярных ранее SRM-систем − SAP Ariba, что официально подтверждено Минцифры РФ. Это отечественная система, разработанная в соответствии с концепцией source-to-pay, включенная в реестр российского ПО и получившая статус ИИ-решения от Минцифры. Она обеспечивает бесшовную автоматизацию всех этапов закупки: от заявки внутреннего заказчика до поставки товара и оплаты поставщику. 10 проектов уже внедрены в крупных российских компаниях ритейла, металлургической, химической, транспортной и других отраслей.

Использование для закупок цифровых инструментов, позволяющих оперативно реагировать на изменения конъюнктуры и логистических условий, стало сегодня одним из основных факторов повышения эффективности бизнеса.