Цифровая трансформация Автомобильного завода «Урал»

АО «АЗ «Урал» — один из крупных производителей грузовых автомобилей в России. Журнал «Директор по закупкам» попросил Евгения Несчастного, директора по материально-техническому обеспечению «АЗ «Урал» рассказать о том, какие задачи поставлены перед его департаментом сегодня.

Насколько изменился ваш продуктовый ряд за последнее время?

Автозавод «Урал» постоянно совершенствует линейку выпускаемых автомобилей. Сегодня наш главный проект — запуск в производство нового дорожного автомобиля повышенной грузоподъемности с бескапотной компоновкой кабины. По сути, мы разрабатываем платформу, на базе которой можно выпускать большое количество спецтехники, включая грузовые автомобили, автокраны, автофургоны, мусоровозы, автоцистерны, топливозаправщики, комбинированные дорожные машины и др. Если говорить об объемах производства техники «Урал», то за 2020 год автозавод произвел и реализовал более 8000 автомобилей «Урал» различных модификаций.

Какова главная цель компании в текущих условиях?

Сегодня перед нами стоят достаточно амбициозные цели и задачи по выпуску новых продуктов, повышению эффективности процессов, модернизации производственного оборудования. Наш главный приоритет остается неизменным — это качество поставляемой продукции и ее конкурентная стоимость. Только так можно наращивать объемы продаж, достигать все большей доли присутствия на рынке и находить новые индустриальные ниши.   

На какие рынки «АЗ «Урал» ориентируется сегодня?

Наша продукция востребована не только на рынке Российской Федерации. Мы продаем автомобили в Ближнем (Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Армения, Беларусь) и Дальнем зарубежье. Расширение географии подтверждает качество и надежность нашей техники, а также помогает нам перестраивать и оптимизировать производственные и сервисные модели с учетом различных страновых требований.

Какую роль играют закупки в деятельности вашей компании? Какие закупки находятся в вашем ведении?

Для производственной компании – это одна из ключевых функций, от которой зависит себестоимость и непрерывность производства, качество и конечная прибыль, получаемая предприятием. Так, например, в ведении подчиненного мне подразделения находятся закупки комплектующих изделий и материалов для основных производств завода, таких как прессовое, заготовительное, литейное и автосборочное, производство автокомпонентов, а также ТМЦ для ремонтно-эксплуатационных нужд технической дирекции, производство оснастки и инструмента и вспомогательных материалов, закупки оборудования в рамках инвестиционных программ и услуги сторонних организаций. Это очень широкая номенклатура и очень высокие требования к поставщикам продукции.

Как построена работа в вашем департаменте?

Структура Департамента материально-технического обеспечения включает три основных направления: планирование поставок, закупочная и логистическая деятельность. Центр закупок занимается подготовкой и заключением договоров. Это поиск и аттестация партнеров, проведение конкурентных закупочных процедур, заключение договоров, а также работа с поставщиками по обеспечению качества поставляемой продукции. В свою очередь центр логистики работает по заключенным договорам. Это заявки, согласование графиков поставок, транспортная логистика, контроль оплат, а также складская логистика. В целом, закупочной деятельностью сегодня занято более 300 человек. Это все, кто работает в департаменте, включая склады.

Изменился ли как-то их функционал за последний год?

Могу сказать, что точно изменился формат работы. В 2020 году на АО «АЗ «УРАЛ» были проведены работы по автоматизации закупочных процедур на базе решения PROF-IT SRM. Данное решение создано компанией «ПРОФ ИТ ГРУПП» на базе платформы 1 С Управление предприятием 8. Решение охватывает автоматизацию всех закупочных процессов АО «АЗ «УРАЛ». Особое внимание мы уделили блоку сбора потребностей и сверки со складскими остатками. Блок за счет интеграции с учетной системой позволяет отслеживать текущее состояние запасов, закреплять за закупщиком номенклатуру, находящуюся в зоне его ответственности. В результате закупщик полностью контролирует какой объем требуемой номенклатуры закрыт текущими договорами поставки, какой необходимо закупить. Все эти задачи решаются за счет интеграции решения с существующими учетными системами АО «АЗ «УРАЛ».

Существенное внимание мы уделили работе с поставщиками. Для взаимодействия с ними в системе мы создали специальный «Портал поставщиков» https://srm.uralaz.ru/

Также добавились новые требования к поставщикам в рамках изменения требований законодательства, а именно: Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 года N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Поставщик ежегодно до 1 декабря календарного года, предшествующего году поставки, обязан предоставлять покупателю акт экспертизы Торгово-промышленной палаты РФ на поставляемые Покупателю компоненты о соответствии их требованиям, установленным в разделе «II. Продукция автомобилестроения» приложения к постановлению Правительства РФ от 17.07.2015г. №719. – требования внесены в договорные отношения с поставщиками.

Какие форматы мотивации сотрудников вы используете?

Мы используем все возможные варианты — от простой похвалы до поощрения лучших сотрудников за достижение значимых показателей эффективности. Также мы проводим конкурсы на профессиональное мастерство, улучшаем условия труда на рабочих местах, постоянно ищем новые инструменты и подходы для развития сотрудников и повышения их эффективности.

С какими вызовами столкнулся завод в период пандемии коронавируса?

Первая проблема, с которой мы столкнулись — это нехватка компонентов. Нашему заводу, как системообразующему предприятию, было разрешено работать, а вот многие поставщики покупных комплектующих в это время вынужденно простаивали. Второй вызов — скрытый импорт в составе отечественных покупных комплектующих изделий (ПКИ). Напомню, все предприятия Китая и Европы были закрыты, сообщение было прервано, и те российские поставщики, которые использовали импортные комплектующие, не могли обеспечить нас необходимой продукцией. Но благодаря четкому планированию, качественной работе с поставщиками и оперативному ресорсингу мы справились со всеми трудностями и обеспечили производство АЗ «Урал» всем необходимым в нужные сроки и с должным качеством.

Как проходила цифровая трансформация вашей компании в это время?

В рамках стратегии импортозамещения у нас на предприятии был запущен большой проект по переводу большинства ИТ-систем на платформу 1С. В частности, в 2020 году были внедрены в промышленную эксплуатацию блоки автоматизации области логистики на 1С:ERP, система управления закупками на базе решения PROF-IT SRM, были запущены в опытную эксплуатацию блоки  в части автоматизации производства 1C ERP и продаж 1С CRM.  Пандемия также внесла свои коррективы в части коммуникационных процессов – все наши совещания и переговоры стали проходить в режиме удаленного доступа.

Если говорить об автоматизации закупок, с чем было связано решение о переходе на новую систему?

Основная бизнес-задача, которую мы решали – предоставление нашим закупщикам и поставщикам единой рабочей среды. В связи с недостаточной функциональностью действующего программного обеспечения Infor ERP LN (BAAN VI), появилась острая необходимость в расширении возможностей взаимодействия с поставщиками. Для нас данный этап оказался очень важным, поскольку с одной стороны позволил систематизировать наши знания о поставщике в едином информационном пространстве, с другой, дал возможность такими знаниями управлять.

Сегодня портал поставщиков обеспечивает автоматизацию взаимодействия между заказчиком и поставщиками, действующими и потенциальными, по всему спектру вопросов, связанных с осуществлением закупочной деятельности, позволяет находиться с поставщиком в единой информационной среде. Например, на Портале поставщиков и мы, и контрагент одинаково видим взаиморасчеты, содержание и статус отработки претензий по поставляемой продукции. Можем общаться друг с другом в чате с сохранением истории переписки.

Среди преимуществ работы через Портал поставщиков я бы выделил:

  • взаимодействие по направлению логистики (заявки на доставку, заказ на транспорт, получение и подтверждение заказа, уведомление об отгрузке и т.д.);
  • взаимодействие направления качества поставок (заявка на аудит, ознакомление с программой аудита, заполнение листа самооценки, информирование о результатах аудита, акт по несоответствующей продукции, претензия поставщику, план корректирующих мероприятий и т.д.);

Кроме того, Портал поставщиков обладает стандартными для такого рода систем функциями: первичное анкетирование контрагентов, отправка запросов и получение технико-коммерческих предложений, обмен документами с поставщиком — всем тем, что становится правилами хорошего тона в общении с контрагентами сегодня.

Можно ли уже оценить экономический эффект от внедренного решения? На сколько увеличилась скорость поставок, снизились ли затраты на закупки и др. показатели?

От упоминания конкретных цифр я воздержусь, но эффект очевиден. Сократились сроки проведения договорной кампании, выработался процесс оптимальной логистики, как следствие — сократились запасы. Также сократился объем бумажного документооборота и трудозатраты сотрудников, а для нас это время, затраченное на задачу с переводом в денежный эквивалент. Результат на лицо – классические бизнес-эффекты, которые являются следствием автоматизации процесса закупок в целом: контролируемость закупочного цикла, контролируемость рисков, повышение качества снабжения.

Какие еще системы вы планируете автоматизировать в будущем?

Реализация стратегии цифровизации предусматривает автоматизацию основного производства в рамках единой ИТ-системы на платформе 1С:ERP, а также  автоматизацию планирования бюджета закупок.

 Каковы основные тренды в вашей сфере сейчас и что прогнозируете на будущее?

Среди основных трендов можно выделить сокращение затрат на производство автомобиля в части покупных комплектующих изделий и материалов. Снижение затрат без вреда для бизнеса – это базовая задача службы закупок, которая решается через поиск инструментов, а автоматизация как раз является одним из таких инструментов. Также я выделил бы развитие и поиск поставщиков в рамках освоения новых продуктовых проектов, таких как наша платформа «Урал RWD 6×4», для выхода на новые рынки, управления рисками в закупочной деятельности, управления командой путем развития автоматизации процессов согласования закупок.

В целом закупки являются сегодня основой для устойчивого развития предприятия и любая автоматизация только способствует повышению их эффективности и положительно влияет на производственные и операционные процессы компании.