В Европейских портах образовались пробки из контейнеров

В европейских портах и складах возникла неожиданная пробка: с прошлой недели туда вновь пошли корабли из Азии, простаивавшие в период коронавируса. Однако с тех пор спрос на товары резко упал, и контейнеры сейчас просто занимают место.

Непринятые контейнеры в порту Зибрюгге, Бельгия

Китайская экономика вновь расправляет плечи после кризиса, и товары снова пошли к адресатам. Тем временем в Европе ввели карантин, и корабли встали в портах Роттердама, Антверпена и Гамбурга.

Товары по-прежнему нужны, однако повсеместно введены ограничения по передвижению, а предприятия – от автомобильных до текстильных заводов – закрываются. Это заставляет предположить простую вещь: скоро эти же предприятия выступят «узким горлышком» во всей цепочке поставок.

«Груз приезжает в Европу, а он никому не нужен, понимаете? И в порту копятся контейнеры», — сообщает Ларс Дженсен, руководитель Sea Intelligence Consulting, — «Закупщики скоро столкнутся с тем, что их склады забьются, так как продать товар они сейчас не могут».

Три четверти товаров в Европу поставляется морским путём, 30% торговли осуществляется по морю, поэтому любые перебои в работе терминалов быстро повлияют на всю сеть.

Портовые операторы говорят, что они полностью оснащены, чтобы справиться с потоком контейнеров в условиях сложностей с вывозом. Несмотря на рост поставок из Азии, они вряд ли будут больше, чем обычно в это время года, полагают представители морской индустрии. Однако падение спроса среди закупщиков может внести сложности по распределению товаров.

Логистические фирмы сталкиваются с нехваткой людей вследствие болезни или самоизоляции и опасаются, что проблемы с денежными потоками из-за замедления экономики вынудят закупщиков отказаться платить за заказанные контейнеры.

Границы Европы и местные трассы, прежде полные очередей, давно опустели, но теперь пробки могут возникнуть в доках, где копятся контейнеры.

Крупнейший пункт распределения в мире – порт Зибрюгге в Бельгии – вводит своеобразные меры, чтобы хранить тысячи непринятых автомобилей.  Руководство порта дало указание покрыть близлежащие грунтовые дороги гравием и разгружать там машины, которые «зависли» в ожидании своих хозяев. «За последние три недели несколько терминалов столкнулись с проблемой оборачиваемости грузов и нехваткой места», — сообщает руководитель порта Рик Готинк. — «Полагаю, некоторые суда сейчас будут использоваться как плавучие склады. В транспортной сфере это уже происходит. Пока мы считаем это небольшим затором, но не более того».

Транспортные компании, вроде французской CMA CGM, предлагают судам, следующим в Северную Европу, разгружать контейнеры в промежуточных точках: греческом городе Пирей или испанском Альгесираса. «Данное решение будет действовать столько, сколько потребуется. Вопрос только в том, сколько именно продолжится подобная ситуация», — заявил Люк Портье, руководитель отдела развития, — «Есть вероятность, что в какой-то момент мы достигнем предела».

Некоторые эксперты считают, что подобные излишки, мешающие логистике, грозят вызвать сбои в поставках предметов первой необходимости в госпитали и продуктовые магазины.

В свою очередь, европейские компании, экспортирующие товары в Азию, уже говорят о нехватке контейнеров для встречных поставок. В принципе, подобная нехватка контейнеров всегда возникала в период ближе к китайскому Новому году, однако привычная цифра в 450 тысяч единиц, следующих из Азию в Европу, в феврале и марте снизилась на 20 и 30% соответственно.

Magnavale Group, британский поставщик холодильных контейнеров для перевозки в Китай свинины, уже активно борется с кризисом, так как его клиент перестал поставлять мясо в эту страну. Постепенное восстановление китайской экономики и увеличение количества кораблей, идущих в Европу, частично сгладило эту проблему: количество контейнеров, которые Magnavale отправляет в Азию, упавшее в начале года на 2/3, постепенно начало увеличиваться.

Однако, как считают эксперты, когда подобный затор разойдётся, стоит ожидать спада в поставках. «В следующие пару недель мы ожидаем пик, однако затем ситуация намечается тяжёлая», — полагает Том Дайнес из компании Solent Stevedores, обслуживающей порт Саутгемптона в Британии. – «Многие наши клиенты уже начали отменять заказы».

Источник: https://www.ft.com/