Вице-премьер Андрей Белоусов поручил Минэнерго РФ проработать вопрос определения федерального оператора зарядной инфраструктуры для электромобилей в России, пишет «КоммерсантЪ». Вопрос обсуждался на совещании 26 июля 2021 года, где прозвучало предложение назначить единым оператором крупную федеральную компанию, например госхолдинг «Россети».
Оператор будет «разрабатывать единые технические требования» станций, устанавливать их, получать техприсоединения к электросетям, подключать станции к онлайн-платформе для управления, а также заниматься их техническим и санитарным обслуживанием, следует из презентации «Россети» о развитии зарядной инфраструктуры в РФ. Выручка оператора, вероятно, будет формироваться из комиссии с продаж электроэнергии.
Однако пока вопрос о едином операторе находится в подвешенном состоянии. Один из источников, близкий к обсуждению, говорит, что вопрос больше не обсуждается и приоритет будет отдан рыночному подходу с участием нескольких операторов.
По словам другого собеседника «Ъ» в отрасли, знакомого с ходом обсуждений, окончательного решения в Правительстве РФ нет. В Минэнерго сообщили, что проработка поручения еще продолжается. В «Россети» и в аппарате Андрея Белоусова комментариев не дали.
Источник «Ъ» отметил, что идею единого оператора лоббирует Группа «Россети», но на рынке зарядных станций много игроков, и госхолдинг не лидер по объему отпуска по сравнению со всеми остальными. У «Россетей» 263 станции, в планах до 2025 года расширить сеть до 1,34 тыс. станций.
У концерна КРЭТ (входит в «Ростех») — 130 зарядок, у «РусГидро» (владеет генерацией и сетями на Дальнем Востоке) — 55 быстрых зарядок на Дальнем Востоке, у «Мосэнерго» (входит в «Газпром энергохолдинг») — более 70 станций в Москве.
Согласно концепции развития электротранспорта, уже в 2022 году предполагается создать в РФ 1,2 тыс. обычных зарядных станций и еще 528 — быстрых. Исходя из прогнозных оценок роста парка электромобилей до 1,4 млн. штук к 2030 году, потребуется в целом 144 тыс. станций. Правительство РФ планирует выделить на их строительство субсидии, которые покроют до 60% стоимости. Речь идет как минимум о 8,1 млрд. рублей до 2024 года.