Петербургская ИТ-компания «Интеллектуальные технологии», занимающаяся цифровизацией снабжения строительных и промышленных компаний, анонсировала запуск грузоматов. Первыми клиентами сервиса станут строительные и промышленные компании в удаленных и труднодоступных регионах России.
Как пишет портал Cnews (cnews.ru), грузоматы — быстровозводимые цифровые контейнеры для приема, хранения, учета и выдачи грузов. Каждый постамат оснащен «умным ключом», средствами фото- и видеофиксации, вмещает от 10 до 32 тонн грузов и расходных материалов. Устройство на стыке Интернета вещей (IoT) и цифровой логистики позволит строительным и промышленным компаниям оптимизировать затраты и автоматизировать бизнес-процессы.
Сервис в пилотном режиме планируется запустить в 2023 году в Иркутской и Ямало-Ненецкой областях. В планах масштабировать географию сервиса в течение последующих двух-трех лет на более чем 200 объектах строительства заказчиков, проявивших интерес к проекту на ранней стадии. Финансирование проекта «Грузомат» компания «Интеллектуальные технологии» производит за счет собственных средств.
Проект «Грузомат» — это сервис интеллектуального хранения грузов под ключ: от железа до ПО. Для многих компаний организация учета и хранения не профильный бизнес, а, скорее, сопутствующая нагрузка. Логично передать эту работу профессионалам и оптимизировать расходы, оплачивая сервис, вместо того чтобы строить и обслуживать склады в труднодоступных районах России. «Клиенту понадобится только подготовить площадку для грузомата: доставка, установка и подключение к цифровому сервису приема, учета, хранения и выдачи товара организуются под ключ», — рассказывает Дмитрий Москвин, исполнительный директор компании «Интеллектуальные технологии».
За счет мобильности, масштабируемости и условной стоимости владения грузомат способен стать полноценной альтернативой складам на стройках. Несколько грузоматов объединяются в большие интеллектуальные системы хранения грузов. Мобильный цифровой грузомат быстро монтируется и обслуживается силами одного сотрудника, а также оперативно перевозится на другой объект, как только потребность в нем отпадает — клиент оплачивает сервис только за период использования. В итоге, по словам авторов проекта, грузоматы обходятся в 1,5–2 раза дешевле, чем строительство и обслуживание склада.
Разработаны две модели грузоматов: грузомат для габаритных грузов и многосекционный грузомат. Первый представляет собой цифровой склад. Применяется для приема, хранения, учета и выдачи грузов. Механизм работы грузомата следующий: логистическая компания привозит товары, приемщик товара сканирует товар по коду и назначает место хранения в грузомате, производятся фотофиксация товара и учет его в специализированном ПО хранения. Выдача товара производится в обратном порядке. Доступ в грузомат ограничен и предоставляется только уполномоченным работникам по QR-коду, генерируемому в специализированном ПО и мобильном приложении, а камера ведет видеонаблюдение.
Многосекционный грузомат применяется для обеспечения объектов строительства расходными материалами и инструментами. Каждая секция грузомата контролирует остаток товаров из ассортиментных групп: ячейки настраиваются на определенное количество предметов по каждой категории, используя различные системы измерения остатков. При достижении минимальной нормы запаса грузомат самостоятельно формирует заказ на пополнение номенклатуры.
Подрядные организации на стройке могут самостоятельно в режиме онлайн контролировать наличие материалов для выполнения строительно-монтажных работ. Доступ к ячейке осуществляется через мобильное приложение, система генерирует QR-код для выдачи материала из нужной ячейки, фиксирует — кто, когда и сколько выбрал материала со склада. Второе применение многосекционного грузомата — управление выдачей дорогого инструмента, оснастки и приспособлений для выполнения работ на стройке, а также контроль возврата.
Бизнес-модель проекта грузоматов любого типа предполагает не продажу или аренду, а предоставление цифрового сервиса приемки, хранения, выдачи, управления запасами и контроля доступа за абонентскую плату. Заказчик выбирает тип грузомата, тариф и необходимый ему набор цифровых сервисов.