Вирус заставляет переосмыслить японский стиль бизнеса

Главный исполнительный директор Toyota Motor Corp. Акио Тойода говорит, что он начинает сомневаться в давно укоренившейся практике ведения бизнеса японского автопроизводителя после того, как в рамках мер по защите от распространения коронавируса, сократил свои поездки на 80 процентов и провел меньше времени на совещаниях.

Акио Тойода

Внук основателя Toyota считает, что теперь известная японская фраза genchi genbutsu, которая примерно переводится как «пойди и посмотри сам» требует некоторого переосмысления. Этот принцип был основан на идее, что проблему можно решить быстрее и эффективнее, находясь там, где она существует, и проанализировав ее коренные причины.

Вспышка коронавируса заставила многих автопроизводителей закрыть заводы и автосалоны, что привело к снижению продаж автомобилей.

«Мы сегодня должны по-новому посмотреть на правило genchi genbutsu», — сказал 64-летний Тойода, после объявления финансовых результатов компании и прогноза 80-процентного снижения операционной прибыли за финансовый год. 

Тойода считает, что все еще важно увидеть проблему лично, но в правильное время, а причина должна быть действительно важной. «Люди не должны все время путешествовать, просто чтобы посещать собрания», — считает бизнесмен и подчеркивает, что сегодня, как генеральный директор, он тратит на собрания на 30% меньше своего времени и сокращает вдвое связанную с этими собраниями подготовку документов. «До сих пор, когда сотрудники встречались со мной, они заранее готовили брифинговые материалы или заставляли кого-то готовить их, а затем использовали для обсуждения информацию одно-двух недельной давности», — добавляет Тойода. — «Теперь я могу пойти на видеоконференцию без каких-либо материалов и тут же обсудить любые вопросы».

В Японии традиционно уделяется большое внимание очным встречам и бумажным документам. Но сейчас все может измениться, так как правительство призывает бизнес разрешить сотрудникам и дальше работать из дома.

Вспышка коронавируса ускорила изменения в привычках работы японцев. Необходимость в этом была очевидна еще до кризиса в области здравоохранения. 

С появлением новых технологий для общения и ведения дел, а также с нехваткой рабочей силы, усугубляемой старением населения, такая неэффективность работы белых воротничков подвергалась регулярной критике со всех сторон.

«Для Toyota любое сэкономленное время было бы лучше использовать, думая о будущем 87-летнего автопроизводителя», — утверждает генеральный директор. Однако, он так и не смог полностью положить конец одному из 13 руководящих принципов «Производственной системы Toyota», известной на весь мир. В своем выступлении перед коллективом, он все же призвал вернуться к главной идее genchi genbutsu, так как считает, что люди становятся умнее, когда видят проблему лично, чем когда видят ее удаленно. Получение информации за пределами того, что представлено словами и на бумаге, личное общение по-прежнему крайне важны: «Мы должны быть смелыми при принятии решения относительно того, что действительно необходимо прекратить делать, и что следует всего лишь изменить».