Типологические характеристики культуры средневековья

Факультет философии и культурологии. Учебно-методический материал по курсу «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» для студентов гуманитарных и естественных факультетов РГУ Ответственный редактор доктор философских наук, профессор Штомпель Ростов-на-Дону 2003 Аннотация курса. Этот феномен отнюдь не является остаточным субсоциальным образованием, как обычно полагает обыденное сознание, сводящее культуру чаще всего к набору явлений, связанных с искусством и сходных с ним явлений. Культура - это система жизнедеятельности, куда входят и материальные, и духовные конституенты. Экономика, политика, наука, религия, философия, искусство и т. К пониманию системного характера человеческой социальности и к ее характеристике как социокультурного образования европейское знание шло много столетий, и только к концу ХХ века такое осмысление было достигнуто. Системный характер человеческой жизнедеятельности культурыспецифика различных типов культур, смыслообразования, систем ценностей, систем знаний, их логика развития в каждой культуре - вот основные вопросы, интересующие кафедру и поднимаемые ею в своих обязательных и факультативных курсах по культурологии. Помимо чисто культурологических курсов большинство специальных курсов, читаемых кафедрой, также имеет социокультурный уклон. Программа учебного базового курса «Культурология» предназначена для студентов высших учебных заведений. В основу данного курса положены методические разработки и базовые программы по культурологии для средних и высших учебных заведений, составленные и рекомендованные кафедрой теории культуры, этики и эстетики и кафедрой исторической культурологии, факультета философии и культурологии РГУ. В соответствии с государственным стандартом учебный курс «Культурология» содержит следующие разделы: теория культуры, история мировой культуры, история отечественной культуры, история культуры Донского края. Курс «Культурология» является органической частью системы дисциплин социально-гуманитарного профиля и предполагает опору на межпредметные связи с философией, социологией, религиоведением, этнографией, антропологией, мифологией, литературой, историей изобразительного искусства, эстетикой, этикой и т. Место курса «Культурология» в учебном процессе определяется также тем, что он дает историко-культурную и философско-культурную теоретическую и методологическую основу для усвоения других гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами в ВУЗе. Учебно-тематический план курса «Культурология». Наименование разделов и. Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования. История развития представлений о культуре. Особенности культуры первобытного общества. Символы культуры Древнего Египта, Китая, Индии. Культура Древней Греции и Рима: основные понятия и доминанты. Историческое значение античной культуры. Главные положения средневековой эстетики. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Образы мира и человека в культуре Ренессанса. Основные направления и тенденции в культуре Нового времени. Европейская культура 19 века. Художественная культура рубежа 19-20 веков. Особенности развития культуры 20-21 веков. Теория история отечественной культуры. Культурологические теории в России как форма национального самосознания. Центральные проблемы российской культуры. Общечеловеческое и национальное в культуре. Своеобразие русского культурного архетипа. Культура периода Древней Руси. Культура России 14-17 веков. Своеобразие культуры «петровского» периода русской истории. Особенности культуры России 19 века. Исторические корни Донской культуры. Основные центры и памятники Донской культуры. Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования. Предпосылки возникновения и развития культурологии как самостоятельной дисциплины в кругу гуманитарных наук. Роль культурфилософии, культурантропологии, этнографии, социологии, психологии, лингвистики в формировании предмета и методов культурологических исследований. Интегрирующая роль культурологии в системе гуманитарного знания: движение теоретической мысли от многообразия артефактов к усвоению духа культуры, выявлению ее архетипов, структуры, воссозданию «генетики» культуры. История развития представлений о культуре. Зарождение термина «культура» в латинской античности. Лингвистическая многозначность термина: культура как возделывание, почитание, образ жизни, образование и развитие, совершенствование. Проблема определения сущности культуры. Соотношение понятий «культ» и «культура», «натура» и «культура», «цивилизация» и «культура», их эволюция и трансформация в эпоху Средневековья, Ренессанса, Просвещения. Понимание культуры в немецкой классической философии. Основные принципы построения классической модели культуры: рационализм, историзм, гуманизм. Влияние европоцентризма на формирование «классической модели культуры». Кризис европейского философствования, классического рационализма и разрушение классической модели культуры. Роль в этом процессе этнологических исследований. Культурологические размышления представителей «философии жизни» Ситуация многообразия интерпретаций понятия «культура». Ценностный подход к сущности культуры Виндельбанд, Рюккерт. Деятельностные концепции культуры Давидович, Межуев. Семиотические знаковые концепции культуры: культура как система символов Кассиреркультура как текст Лотманкультура как способ кодирования. Теория архетипов культуры Игровая теория культуры Концепция бытия культуры, ее сущности. Рассмотрение многозначности определений, использование и применение в различных отношениях понятия «культура». Культура как соблюдение этикета. Культура с точки зрения исторического бытия. Культура в рамках социологии. Функция освоения и преобразования человеком природы. Роль культуры как механизма регуляции социального поведения человека по отношению к окружающему и внутреннему миру. Культура как форма накопления, хранения и трансляции знания. Культура как способ социализации личности. Проблема исторического единства человечества и многообразия этнокультур. Теории линейной эволюции и теория локальных цивилизаций как результат противоположных тенденций в разработке исторической типологии культуры. Антитеза «Восток - Запад» и ее роль в периодизации и типологии культуры. Общая характеристика основных исторических этапов и форм культуры: архаическая культура; доосевая культура древних локальных цивилизаций; универсальная культура Востока и Запада в христианскую эпоху. «Осевое время» культуры Особенности культуры первобытного общества. Культурное значение верхнего палеолита: экзогамия, появление рода и семьи, развитие языка, охотничья магия, пещерная живопись. Родовые инициации и система имен как форма трансляции культуры. Формирование единой картины мира. Архетипы как основа общечеловеческой символики. Первобытные формы религии: анимизм, фетишизм, тотемизм, магия. Символы культуры Древнего Египта как культуры доосевого типа. Религиозная и научно-практическая деятельность жрецов. Послеосевые культуры Древнего Востока. Гетерогенность культурной жизни Древней Индии. Художественное и религиозно-мифологическое мировидение. Буддизм как выражение личностного пафоса религиозно-духовной культуры Древней Индии. Основные черты культуры Древнего Китая: социальная иерархия, традиционализм, церимониальность, принцип недеяния и сохранения порядка. Своеобразие художественной культуры Китая. Философские школы Древнего Китая. Культура Древней Греции и Рима: основные понятия и доминанты. Историческое значение античной культуры. Античность как отправная точка развития европейской культуры: основы теорийного подхода к пониманию мира в сочетании с эмоционально-эстетическим его восприятием. Основные понятия: «логос», «пайдейя», «агонистика», «полис», «калокагатия», «катарсис». Доминирующие черты древнегреческой художественной культуры: космологизм, культ телесности, единство эстетического и утилитарного. Исторические особенности культуры Древнего Рима. Эволюция политической и личностной культуры: право — гражданин. Главные положения средневековой эстетики. Античный и христианский типы личности. Романское и германское начала европейской средневековой культуры. Главные черты духовной жизни: религиозность, традиционализм, каноничность, символизм, историзм, психологическая самоуглубленность. Художественная культура европейского средневековья - синтез искусств в христианском храме. Культура Востока в период средневековья. Особенности культуры Византии как наследницы античных традиций. Взаимосвязь Византийской культуры с культурой славянских народов. Философско-богословские и эстетические учения. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Образы мира и человека в культуре Ренессанса. Хронологические рамки и географическое пространство культуры Возрождения. Социально-экономическая среда: рост городов, развитие торговли, светской культуры. Новая модель человека: универсализм, полнота бытия, гедонизм, авантюризм,предприимчивость. Проблема соотношения гуманизма индивидуализма: «прогрессивный переворот» Маркс или «жизненная драма, кризис личности» Ортега-и-Гассет, Хейзинге. Северное Возрождение как культурная эпоха. Основные направления и тенденции в культуре Нового времени. Хронологические рамки и культурный смысл понятия «новое время». Классика в культуре нового времени, обращение к античной модели воспитания человека. Рационалистический и нормативный характер эстетики классицизма. Иерархия жанров и видов искусства. Барокко: мироощущение и стиль. Особенности культуры 18 века. Движение от рационализма к сенсуализму. Европейская культура 19 века. Художественная культура рубежа 19-20 веков. Романтизм как культурно-исторический тип. Человек, природа, разум идея прогресса в культуре 19. Культурные идеалы и культурная практика. Переоценка ценностей в философии искусстве. Человек и мир в культуре романтизма. Основные черты романтического мировидения: индивидуалистический субъективизм, культ эмоциональности, воображения, интуиции; ирония, двоемирие. Идея художественного синтеза как преодоление фрагментарности, расколотости бытия: синтез философии искусства, синтез видов и жанров искусства. Кризис буржуазного либерализма и рационализма. Декаданс как кризис европоцентризма. Развитие научно-технической революции в. Особенности развития культуры 20-21 веков. Научно-техническая цивилизация и духовная культура. Основные черты европейской культуры: рационализм, гуманизм, историчность. Влияние античного и христианского наследия на культуру Европы. Технический прогресс как средство усовершенствования общества. Эстетика модернизма: основные течения и направления кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, концептуализм. Основные проблемы культуры 20 века: многообразие ликов культуры, интеграционные процессы и национальная специфика, менталитет; массовая и элитарная культура. Культуриндустрия: превращение искусства в товар и потребительская психология. Средства массовой информации и художественное творчество. Понятие «постмодерн» в философии, искусстве, религии. Постмодерн как феномен культуры 20-21 веков. Теория история отечественной культуры. Культурологические теории в России как форма национального самосознания. Центральные проблемы российской культуры. Культурологические идеи западников и славянофилов. Основные периоды русской общественной мысли 19 — 20 вв. Философско-культурные взгляды на Россию Акцент на самобытность русской истории и культуры Характеристика русской культуры через анализ национального характера Общечеловеческое и национальное в культуре. Своеобразие русского культурного архетипа. Центральные проблемы российской культуры. Менталитет, национальный характер их составляющие. Роль природной и социальной среды на формирование русского культурного архетипа. Православие и национальный характер. Ключевые ценности их интерпретация в русском культурном архетипе. Гачев о русском национальном характере. «Восток-Запад-Россия» - одна из ключевых проблем национального самосознания. Культура периода Древней Руси. Языческая культура восточных славян. Периодизация, выведенная Рыбаковым в развитии язычества Древней Руси. Православие и развитие русской культуры. Развитие ремесла, живописи, зодчества. Киевская и Новгородская субкультуры. Русская культура в условиях монголо-татарского ига. Культура России 14-17 веков. Художественная культура Московской Руси. Влияние западноевропейской мысли искусства. Расцвет архитектуры: Московский кремль, деятельность протопопа Аввакума. Своеобразие культуры «петровского» периода русской истории. Развитие торговли, промышленности и культурных связей. Усиление светского и личностного начал в духовном творчестве. Новые явления в науке, искусстве, образовании. Идея абсолютизма и русский классицизм: принципы нормативности, регламентации, подражания римским образцам. Художественные стили: Русский классицизм, русское барокко. Просвещенный абсолютизм эпохи Екатерины 2. Московский университет как центр науки искусства. Эрмитаж как культурный центр. Особенности культуры России 19 века. Идеология русских революционных демократов «Золотой век» русской культуры. Основные черты художественной культуры: динамизм, патриотизм и народность, нравственная проблематика. Главные проблемы русского философствования: теология, экзистенциализм. «Серебряный век» русской культуры. Символ как рефлексия внутреннего состояния, трагедии души. Революция и трагические судьбы русской культуры. Советский патриотизм и гражданственность в культуре. Противоречивый характер русской культуры. Перестройка — возврат к культуре серебряного века. Социальные преобразования их влияние на художественную культуру. Влияние экономического кризиса на культуру. Исторические корни Донской культуры. Культура савроматов и ранних сарматов. Донской край в античную эпоху: археологические исследования и письменные свидетельства. Основные центры и памятники Донской культуры. Культурные традиции донского казачества. Проблема полиэтничности донской культуры. Музеи, триумфальные арки, соборы, казачьи станицы. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Культурология в вопросах и ответах. Учебный курс по культурологии. Культура как общественное явление. Культурология как гуманитарная наука ее сущность, цели и методологические основы изучения. Структура и основные функции культуры. Человек и мир культуры. Культура и мир детства. Философия культуры как специфический вид знания о культуре. Науки о культуре императивы эпохи. Феномен познавательной западни и перехода от специализированной к интегративной научно-образовательной культуре. Минск: Тетра-Системс, 2000, -495. Российская культурология в контексте закрытия? Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. Философия культуры и культурология: проблема статуса "осевой" концепции культуры. Греческий полис — социальная основа культурного взлета. Миф, наука и философия в Греции. Минск: Тетра-Системс, 2000, -495. Просвещение как научно-историческое понятие. Проникновение идей Просвещения в Россию. Второе рождение европейского рационализма. Краткий очерк истории философии. Европейская культура 17-18 веков. Европейская культура 19 века. Новые проблемы и пути развития. Триумф капитализма, науки и техники. Развитие идеи человека в буржуазной культуре. Новые ценности буржуазной морали. Краткий очерк истории философии. Европейская культура 17-18 веков. Экономические рукописи 1858 г. Истоки истории и ее цель. Современная социокультурная ситуация и проблемы охраны использования культурного наследия. Кризис культуры России и опасность утраты национальной самобытности. Победа тенденции гуманитарного образования. Снижение нравственного влияния художественной культуры. Охрана использование культурного наследия. Протестантская этика и дух капитализма. Несколько строк о ноосфере. Научная мысль как планетарное явление. Упадок и возрождение культуры. Очерки теории мировой культуры. Киевская Русь — колыбель отечественной культуры. Реформы Петра 1 в русской истории и культуре. Вхождение России в мировую культуру. «Золотой век» русской культуры. Петр Великий и его время. Пушкин и мировая литература. Русское искусство 15-20 веков. Школы, направления и теории в культурологии. Становление и эволюция теоретических основ культуры и цивилизации. Развитие теории культуры в науке. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Очерки современных западных концепций. Исторические корни Донской культуры. Формирование культурных традиций Дона. Памятники истории культуры Ростова-на-Дону и Ростовской области. Классовое и общечеловеческое в культуре. Античность — культурный переворот в жизни общества. Аристотелевская картина мира — энциклопедизм античной науки. Центры античного образования: Академия, Ликей, Мусейон. Нравственный кризис римского общества. Народная культура средневековой Европы. Наука и образование в византийской Европе. Духовный переворот: утверждение гуманизма и разочарование в. Великие гуманисты эпохи Возрождения. Деятели Эпохи Просвещения — Вольтер, Дидро, Руссо, Радищев. Марксизм как явление европейской культуры. Критический реализм — ведущий метод европейского искусства. Культура Киевской Руси в мировой истории. Роль христианства в формировании мировоззрения русского человека. Последствия татаро-монгольского ига для русской культуры. Ломоносов — феномен отечественной науки и культуры. Гуманитарное образование в духовном возрождении России. «Массовая культура» - отличительная черта современной социокультурной ситуации. Художник и рынок: проблемы выживания. Концепция развития культуры у Тойнби. Теории культурно-истрических типов и локальных цивилизаций. Формационный подход в культуре. Наука и нравственность: гармония или противоречие? Культурология как социология культуры. Предмет культурологии основные подходы. Античное представление о культуре. Средневековое представление о культуре. Осмысление культуры в новое время. Концепция культуры — Гегель. Концепция культуры — Маркс. Концепция культуры — Шпенглер. Концепция культуры — Ясперс. Культура Месопотамии и Египта. Культура Возрождения и Реформации. Актуальные проблемы культуры 20 века. Культурологические теории в России 19 век. Культурологические теории в России вторая пол. Культурологические теории в России 20-50-е гг. Исторические корни Донской культуры.