Закупка стала конкурсом среди юристов

Руководитель экспертной группы «Платформа контрактной системы»  Павел Яковлев рассказал в своем интервью: о серьезных проблемах малого бизнеса и какие важные аспекты нужно учитывать  поставщикам и заказчикам.

— Какие сложности в сфере госзакупок вы отмечаете?

— Важный аспект — это непонимание поставщиком и заказчиком друг друга. В большей степени это относится к закупкам по закону о госзакупках (44-ФЗ). Потенциальные контрагенты не понимают внутреннюю финансовую «кухню» заказчика и относятся к нему как к «большому кошельку». Коммерческие организации не знают особенности работы госсектора и поэтому часто при отклонении своих заявок считают, что в закупках «сплошная коррупция, и все продано». Более реалистичная картина такова: вопросы коррупции возникают при крупных заказах, а в большинстве закупок участникам просто необходимо соблюдать требования закона. Компаниям кажется, что если они в заявке пропустили одно слово, допустили помарку, то заявку отклонили неправомерно. Однако, если заказчик допустит неверно оформленную заявку, то нарушит закон. Тогда будут вмешиваться контрольные органы, назначать ему штрафы.

Проблема неумения малого и среднего бизнеса правильно оформлять документы на самом деле серьезная. Здесь страдают и сами заказчики, они часто не могут заключить контракт с эффективным поставщиком, потому что он не умеет правильно заявляться на закупку. Здесь можно посоветовать компания только одно — учиться оформлять документы или нанимать экспертов, которые умеют это делать.

— С какими проблемами сталкиваются неграмотные в правовых вопросах компании?

— В заявках зачастую требуется указывать очень подробно множество параметров, и это работа, требующая в первую очередь юридической логики. Технические знания часто вторичны. Поэтому та компания, у которой слабые юристы, рискует не пройти фильтр рассмотрения заявок заказчиком. Так место многих реальных производителей на торгах занимают «фиктивные» компании, которые не занимаются реальной деятельностью, но умеют оформлять документы. Такие компании из-за хороших заявок выигрывают тендеры, а потом становятся посредниками и заключают с реальными производителями договоры на оказание услуг. Для производителей это не самая выгодная схема, потому что прибыль снижается. Все это часто встречается в закупках по ФЗ-44.

Иногда неграмотный поставщик выигрывает в закупке, однако не успевает в установленные сроки предоставить документы, например, обеспечительную банковскую гарантию, и поэтому теряет контракт. Просто он не знал, что оформление гарантии, особенно впервые, занимает некоторое время, не знал, что ее вообще нужно предоставлять, или ему ее никто не дает, потому что его финансовое положение не устраивает банки.

Все такие ситуации говорят о том, что современная закупка стала конкурсом на то, у кого из поставщиков лучше юрист, разбирающийся в массе сложных нюансов. Только ведь заказчик покупает продукцию, а не услуги специалиста в сфере закупок, работающего у поставщика. В итоге сегодня поставщик должен уметь верно оформлять заявку, а заказчик — не нарушать закон.

— Возможно ли как-то упросить схему закупок?

— Эксперты вносят такие предложения. Например, удобным для поставщика и заказчика вариантом стал бы полный отказ от множества формальных требований на торгах. Заказчики требуют, чтобы потенциальный исполнитель предоставил в заявке полное техническое описание. Однако, если техзадание определено, и заказчик точно знает, что он хочет закупить (на аукционе, запросе котировок), то оформление предложения в виде уточненного техзадания не имеет большого смысла. Любое конкретное значение параметра, удовлетворяющее требованиям заказчика, нам подходит. Задача — проверить все эти соответствия на стадии приемки, а не требовать их на стадии подачи заявок.

Это «крамольная» мысль, меняющая общий подход к организации большинства торгов. И, на наш взгляд, она эффективна только в сочетании с принятием и реализацией на практике принципа профессионализма и ответственности поставщика. Нужно устанавливать фильтры допуска компаний к торгам, исходя из опыта работы, обеспеченности материальными ресурсами, а не из отсутствия или наличия квалифицированной юридической службы. Вот тогда на торги в первую очередь попадут те, кто действительно исполнит контракт.

 

 

Источник: news.rambler.ru