На XIX Красноярском экономическом форуме представили информационно-сервисную платформу для бизнеса – «Большая Сибирь», призванную повысить эффективность межрегиональной кооперации регионов Сибирского федерального округа, удовлетворить потребности населения, организаций, госзаказчиков в продукции и услугах отечественных производителей.
Модератором панельной дискуссии выступил Председатель Правительства Иркутской области Константин Зайцев. Участие в ней приняли Председатель Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) Геннадий Гусельников, начальник департамента контрактной системы Кузбасса Евгений Хлебунов, заместитель генерального директора РТС-тендер по Сибири и Дальнему Востоку Игорь Бубуненко, министр по регулированию контрактной системы Иркутской области Оксана Недорубкова, заместитель начальника управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Алтайского края Наталья Уразаева, начальник Департамента государственного заказа Томской области Галина Гонгина.
Геннадий Гусельников рассказал о предыстории развития этого проекта. Он напомнил, что с инициативой создания платформы год назад выступил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, идея была поддержана Советом МАСС. Поручение на разработку такой платформы было дано полномочным представителем президента РФ в СФО Анатолием Серышевым.
По словам представителя МАСС, информационная платформа «Большая Сибирь» предназначена для развернутого представления и доступа к товарам и услугам предприятий – поставщиков и производителей Сибири, обеспечения межрегионального взаимодействия и расширения спектра предложений для государственных и муниципальных закупок.
Участникам дискуссии продемонстрировали основные функциональные возможности платформы «Большая Сибирь». Познакомили их и с первыми результатами, которые показал проект «Кузбасс Трейд», реализованный в Кемеровской области, поскольку именно на нем были отработаны решения, которые легли в основу платформы «Большая Сибирь».
Как рассказал Евгений Хлебунов, платформа «Кузбасс Трейд» решила поставленную перед ней основную задачу – она дает возможность региональному бизнесу предоставлять свои товары, работы и услуги на внутреннем (региональном) и внешнем (за пределами конкретного региона) рынках.
По словам Евгения Хлебунова, на новую платформу перевели один из электронных магазинов ЗМО, переход прошел практически незаметно для всех участников. Платформу запустили с 1 октября 2022 года. Сейчас «Кузбасс Трейд» работает в режиме промышленной эксплуатации. У платформы есть ряд преимуществ: здесь можно вести поиск поставщиков по региональному признаку, находить нужные товары в рамках импортозамещения (система интегрирована с ГИСП Минпромторга), маркировать свою продукцию знаком «Сделано в Кузбассе».
В ходе дискуссии министр по регулированию контрактной системы Иркутской области Оксана Недорубкова обратила внимание на сложившуюся ситуацию на рынке конкурентных закупок, где сегодня отмечается недостаток предложений со стороны поставщиков. И поделилась опытом решения этой проблемы за счет стимулирования закупок малого объема в региональных электронных магазинах. В прошлом году регион предоставил заказчикам право заключать любой объем закупок в электронной форме с субъектами малого предпринимательства при цене контракта до 5 млн руб и с самозанятыми гражданами с ценой договора до 2 млн руб. В результате в 2022 году объем закупок малого объема в электронных магазинах составил 110 млн руб, из них почти 70 % этого объема было заключено в 4 кв. 2022 года.
Вместе с тем она отметила, что государственному заказу нужна платформа, которая бы аккумулировала предложения поставщиков, и прежде всего региональных. И представленная платформа «Большая Сибирь» как раз отвечает этому запросу. Важно, чтобы поставщик увидел для себя перспективы работы с таким сервисом и начал активно размещать информацию о своей продукции и свои прайс-листы, а заказчик получил бы возможность мониторинга рынка поставок и выбора наиболее подходящего предложения по критериям качества. В ближайшее время в Иркутской области с отдельными поставщиками будет отработан весь механизм взаимодействия в рамках такой платформы с тем, чтобы на этом опыте показать все преимущества сервиса для бизнеса, а затем сконцентрировать усилия по популяризации ресурса и адаптировать региональную нормативную базу к работе в данной парадигме.
Наталья Уразаева, проанализировав работу «Портала поставщиков Алтайского края», заметила, что на региональном рынке ограничено число предложений поставщиков. И решить эту проблему как раз может позволить новая платформа. «Предложенный вариант «Большой Сибири» для нас крайне привлекателен, и мы с удовольствием рассмотрим его работу и применение в нашем регионе», – заключила Наталья Уразаева.
Галина Гонгина поделилась опытом развития витрины закупок Томской области, на которой за три года работы удалось получить экономию в 1.1 млрд руб. На платформе могут работать не только региональные поставщики, доля контрактов с иногородними поставщиками здесь составляет 25 %, а число поставщиков СФО уже достигло 10 %. Электронные магазины, по словам Галины Гонгиной, имеют ряд преимуществ: они позволяют заключать контракты на более выгодных условиях, их данные можно использовать для обоснования НМЦК, но в то же время они не позволяют эффективно решать задачу с импортозамещением и не только ее, а поэтому она поддерживает предложенный вариант развития закупок на платформе «Большая Сибирь».
Как отметили участники обсуждения, эта платформа не только открывает доступ ко всем поставщикам товаров и услуг в СФО, но и позволяет мгновенно заключать сделки. В отличие от электронных магазинов, которые сейчас работают в разных субъектах РФ, на платформе можно увидеть предложения и запросы товаров и услуг со «всей Сибири».
«Система «Большая Сибирь» уже развернута, это рабочий инструмент для бизнеса, прежде всего, для поставщиков, – пояснил Игорь Бубуненко. – Это современная, интеллектуальная трейд платформа, которая продвигает компании и помогает продавать. Она позволяет сочетать роли заказчика и поставщика, быстро закупать импортозамещающую продукцию, включенную в ГИСП, выходить на рынок госзаказа. Работать с ней просто и эффективно».
С новой платформой поставщики смогут расширять свои каналы сбыта. Здесь реализована интеллектуальная рекомендательная система в подборе необходимых товарных предложений по потребностям предприятий, а также система сама подбирает заказы под профиль компании. Интерфейс платформы представлен в формате привычного интернет-магазина, на основе отражаемых предложений можно делать выводы об изменении цен, товарных дефицитах и запасах и многом другом.