Госзаказчики в первой половине текущего года выполнили требования по проведению «зеленых» закупок только на 9%, заявил руководитель аналитического центра «Интерфакс ProЗакупки» Георгий Сухадольский в ходе форума «Роль бизнеса в устойчивом будущем Сибири» (ESG-форум).
«По данным системы анализа закупок «Интерфакс-Маркер», в I половине 2023 года госзаказчики провели 18,4 тыс. закупок товаров, к которым должны предъявляться экологические требования, — сказал Сухадольский. — На самом же деле такие требования предъявлялись только при проведении 4,1 тыс. закупок. В денежном выражении речь идет о 124 млрд рублей и 11 млрд рублей соответственно».
Впрочем, по словам Сухадольского, в отдельных категориях «эко-продукции» доля проведенных «зеленых» закупок значительно выше. Так, в случае с бумажными изделиями доля закупок, в рамках которых предъявлялись экологические требования, составила 50%, в случае с органическими удобрениями — 58%. При этом с мягкими и твердыми поверхностными покрытиями (тротуарная плитка, мягкая кровля и т.п.) — только 6%.
По мнению гендиректора «Национального ESG-Альянса» Андрея Шаронова, такие показатели можно объяснить тем, что у государства значительно меньше опыта проведения «зеленых» закупок, чем, например, у крупного бизнеса. «В России только в прошлом году появилось правительственное постановление, стимулирующее проведение «зеленых» закупок, — отметил Шаронов. — И то, оно касается только пяти номенклатурных позиций».
В свою очередь, руководитель направления «Устойчивое развитие» Центра макроэкономических исследований НИФИ Минфина РФ Екатерина Копалкина обратила внимание, что в госзакупках, как в России, так и, например, в странах Евросоюза или БРИКС полноценные, комплексные меры поддержки/стимулирования «зеленых» закупок также не выстроены. Причем, в подавляющем большинстве случаев речь идет только об «экологических» закупках, а не о полноценных ESG-закупках (в целом включает в себя понятия Environmental, Social, Governance — экологические и социальные факторы, а также факторы корпоративного управления).
Также участники форума отметили, что в крупных, прежде всего экспортно-ориентированных компаниях, уже созданы или создаются собственные ESG-стандарты, в том числе затрагивающие сферу закупок. В то же время их поставщики — малый и средний бизнес — в настоящее время не заинтересованы в развитии в этом направлении. В частности, из-за ожидания роста накладных расходов, связанных с выполнением ESG-требований, и больших рисках потери рынка крупных корпоративных и госзаказчиков при введении таких требований.
Крупный бизнес (прежде всего, госкомпании), в свою очередь, также опасается активно использовать свои ESG-стандарты при проведении закупок, поскольку та же Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России считает такие дополнительные требования ограничением конкуренции. То есть, по оценке госкомпаний, для развития ESG-тематики в сфере закупок требуются изменения не только в закупочное законодательство, но и в антимонопольное.
Источник «Интерфакс»