Новые правила национального режима в государственных и регламентированных закупках: что должны знать заказчики и поставщики

С 1 января 2025 года к закону 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» введены поправки в части применения национального режима, касающиеся предоставления приоритета товарам, работам и услугам российских производителей. Эти правила распространяются на все виды закупок, включая закупки у единственного поставщика, и унифицированы для 44-ФЗ и 223-ФЗ. В данной статье разберем ключевые изменения и рекомендации по подготовке к ним вместе с генеральным директором ЭТП «Торги223» Анастасией Жмурко.

автор: Анастасия Жмурко

Что такое национальный режим в закупках?

Национальный режим – это комплекс мер, направленных на поддержку отечественных производителей путем ограничения или полного запрета на закупку импортных товаров, работ или услуг (ТРУ). Под «импортными» понимаются товары, произведенные за пределами России и Евразийского экономического союза (ЕАЭС: Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия).

В соответствии с ПП РФ №1875 и письмом Минфина от 31.01.2025 № 24-01-06/8697, применять национальный режим должны:

1) Заказчики, применяющие 223-ФЗ в закупочной деятельности, в частности:

  • а) государственные корпорации;
  • б) государственные компании;
  • в) публично-правовые компании;
  • г) субъекты естественных монополий независимо от организационно-правовой формы таких субъектов;
  • д) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, независимо от организационно-правовой формы таких организаций;
  • е) автономные учреждения;
  • ж) бюджетные учреждения;
  • з) унитарные предприятия;
  • и) хозяйственные общества, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса»).

2) Заказчики, применяющие 44-ФЗ в закупочной деятельности.

Что изменилось в применении национального режима с 2025 года?

До настоящего времени в закупках по 223-ФЗ преимущественно применялся один инструмент национального режима: предоставление 15%-ной преференции при оценке предложений с российскими ТРУ. Поставщик обязан был декларировать страну происхождения товара; отсутствие декларирования приравнивалось к предложению в составе заявки импортного товара.

С 1 января 2025 года вступили в силу значительно более строгие правила. Правительство РФ ввело обязанность применять три инструмента национального режима в соответствии с ППРФ от 23.12.2024 N 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг…»:

  1. Полный запрет на импорт: закупки определенных категорий товаров, работ, услуг разрешены только у российских или евразийских производителей. Перечень данных товаров (работ, услуг) приведен в Приложении №1 к указанному ранее постановлению.
  • Ограничения на закупки ТРУ иностранного происхождения по отдельным категориям (правило «второй лишний»): если среди поданных заявок есть хотя бы одно предложение с российскими/евразийскими ТРУ, удовлетворяющее всем требованиям закупочной документации, все заявки с импортными товарами должны быть отклонены. Перечень данных товаров (работ, услуг) приведен в Приложении №2 к указанному ранее постановлению.
  • Преимущество для товаров российского/евразийского происхождения. К участию допускаются как иностранные, так и российские/евразийские поставщики, но поставщикам, предлагающим в составе заявки товары российского/евразийского происхождения, предоставляется искусственное преимущество: при сравнении цен заявок иностранная заявка оценивается по цене, в ней указанной, а российская (евразийская) – оценивается по цене, сниженной на 15%. При этом, если победу одержит заявка РФ, договор будет заключаться по цене, указанной в заявке изначально. Т.е. 15% из её цены вычитают временно, на этапе сравнения цен с конкурентами.

При этом в последних двух случаях, если закупку выиграет поставщик с отечественными ТРУ, он не сможет заменить российские товары на иностранные в ходе исполнения договора: допускается замена только на отечественные аналоги.

Применение того или иного инструмента национального режима зависит от категории ТРУ – их перечень утвержден отдельным Постановлением правительства РФ N 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг…». Этот перечень может меняться и дополняться, также установлены случаи исключения, когда заказчику разрешают приобрести импортный товар – например, при закупке некоторых запасных частей и расходных материалов. Под исключения попадают и отдельные закупки органов внешней разведки, ФСБ, государственной охраны, администрации президента и т.д. – к ним нацрежим не применяется. Актуальные перечни товаров, подпадающих под национальный режим, и исключения из него, необходимо отслеживать в официальных источниках. При проведении конкретной закупки информация о применении национального режима указывается в извещении.

Как подготовиться к изменениям?

Заказчики, работающие по 223-ФЗ, должны были до 1 января 2025 года обновить свои положения о закупке: добавить раздел о национальном режиме, исключить ссылки на устаревшие нормативные акты, а в разделе о закупках у СМСП добавить требование об обязательном указании страны происхождения ТРУ и предоставлении соответствующих документов и сведений. Если это не было сделано, заказчик обязан перейти на работу по 44-ФЗ до момента размещения исправленного Положения. Продолжение работы по 223-ФЗ с необновленным положением может привести к штрафам: от 20 000 до 30 000 рублей для должностных лиц и от 50 000 до 100 000 рублей для юридических лиц за каждый договор, заключенный с нарушением.

Заказчикам при проведении закупки обязательно необходимо сверять коды ОКПД2 товаров (работ, услуг), которые планируются к приобретению, с перечнями, указанными в ПП РФ № 1875. Если национальный режим применить неправильно либо вообще не применить, можно получить штраф.

В извещении о закупке и закупочной документации заказчики теперь должны включать информацию о запретах, ограничениях и преимуществах для российских ТРУ, если предмет закупки попадает под действие новых правил национального режима.

Отдельным заказчикам до 1 февраля 2026 года будет необходимо предоставить отчет об объеме закупок российских ТРУ в 2025 году. Форма и порядок предоставления отчета  утверждены все тем же ПП РФ N 1875.

Поставщикам необходимо внимательно изучать извещения о закупках и закупочную документацию, уделяя особое внимание требованиям в рамках национального режима. В частности, необходимо обратить внимание на механизм оценки заявок с учетом 15% снижения цены для российских товаров.

Особая ситуация складывается с применением именно запрета (Перечень №1) на приобретение иностранных товаров (работ, услуг). До 1 июля 2025 года заказчикам, применяющим 223-ФЗ и попадающим под действие ПП РФ №1875, можно заменить применение запрета применением ограничения (правило «второй лишний», Перечень №2). Но это допускается только в отношении конкретных позиций перечня. Так же Постановление содержит ряд послаблений. В отдельных случаях можно купить 1 единицу товара на сумму, не превышающую 300 тыс. руб. Если же товар вообще не выпускается на территории России или стран ЕАЭС, то можно запросить разрешение в Минпромторге для возможности закупки такого товара. Минпромторг произведет анализ рынка, и, если такого товара действительно нет, выдаст заказчику соответствующее разрешение.

Национальный режим сейчас применяется почти во всех закупках, например: как в заявке на «Поставка легкового автомобиля для АО «Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие», размещенной на портале zakupki.gov.ru. В данной закупке применяется запрет на закупки иностранных товаров в соответствии с Перечнем №1 к ПП РФ №1875 – это указано в п. 14.1.1 извещения.

Новые правила национального режима в закупках по 223-ФЗ, вступившие в силу с 1 января 2025 года, требуют от заказчиков и поставщиков внимательного изучения обновленной нормативно-правовой базы и адаптации своих закупочных процессов. Новое Постановление содержит в себе очень большой объем информации, и важно всю её изучить и правильно применять. Заказчикам нужно не только внести необходимые изменения в документы, но и детально разобраться в механизмах запрета, ограничения и преимущества для российских ТРУ, включая правильное применение 15% преференции для товаров, работ, услуг российского/евразийского происхождения при оценке заявок. Несоблюдение сроков и требований влечет за собой существенные штрафы.