Оснащение материально-техническими ресурсами нефтегазовых предприятий в кризисных условиях

Трансформационные процессы, связанные с геополитическим кризисом и санкционным давлением, затронувшие нашу страну, оказали существенное влияние на процесс оснащения материально-техническими ресурсами (МТР) нефтегазовых предприятий. Основными проблемными вопросами в данной сфере стали усложнения всей цепочки поставок, возросшие издержки на доставку и увеличение стоимости закупки МТР. В нефтегазовой отрасли появились сложности с закупкой нового и обслуживанием текущего иностранного добывающего и генерирующего оборудования и запчастям к нему.

По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, более 70% критического оборудования для добычи углеводородов ранее поставлялось из стран ЕС, США и Японии. После введения ограничений:  

— 40% контрактов на поставки были разорваны или заморожены;  

— сроки доставки МТР увеличились в 2–3 раза из-за перестройки логистических маршрутов;  

— стоимость закупки импортных комплектующих выросла на 25–60% в зависимости от их категории.  

Особенно пострадали высокотехнологичные направления:  

— Газовые турбины (Siemens, GE) – производство новых установок остановлено, ремонт существующих осложнен.  

— Оборудование для бурения (Schlumberger, Halliburton) – выход компаний с российского рынка создал дефицит сервисных услуг.  

— Автоматизированные системы управления (Emerson, Honeywell) – возникли сложности с обновлением ПО и заменой компонентов.  

Для минимизации рисков, целесообразно внедрять стратегию диверсификации логистических маршрутов, разрабатывая одновременно возможности как железнодорожных перевозок РЖД так и морские контейнерные линии. Это помогает снизить риски срывов производственного процесса даже при изменении условий доставки.

Для снижения зависимости от западных маршрутов компании активно развивают альтернативные направления:  

— Морской коридор «Восток – Запад» через порты Турции и Ирана: в 2023 году объем грузоперевозок вырос на 35%.  

— Железнодорожные перевозки (РЖД):  

  — Увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба (+15% грузооборота в 2023 году).  

  — Развитие мультимодальных перевозок (порт Восточный + ж/д ветки).  

Переориентации закупок из Китая, Индии или Ирана, является одним из способов решения сложной ситуации с поставками импортных МТР.

В текущих сложившихся условиях важно поддерживать значительные запасы импортных МТР (на срок не менее 1-3 кварталов). Хотя это увеличивает финансовые нагрузки, это необходимо для стабильной работы предприятий.

По оценкам экспертов зависимость от иностранных комплектующих и оборудования может сохраниться на период от 1-3 лет. Предоставленные Правительством РФ возможности использования параллельного импорта также оказывают положительное влияние на решение проблемы с запасами импортных МТР. Данная мера направлена на обеспечение внутреннего рынка страны востребованными МТР и стабилизацию цен на них. Однако наибольшие возможности для решения проблем с поставками импортных МТР видятся в использовании возможности российских промышленных предприятий для внутреннего производства необходимого количества продукции.  Расширение отечественного промышленного потенциала возможно через совместное развитие производства с предприятием – заказчиком, так называемый механизм «выращивания»:

  1. Заключение офсетного контракта, по которому предприятие-производитель за осуществленные инвестиции в расширение и модернизацию своих производственных мощностей получает от предприятия-заказчика гарантированные объемы заказов.
  2. Развитие внутриотраслевого взаимодействия с предприятиями нефтегазового сектора для консолидации потребностей и обеспечения постоянными объемами производства и снижения издержек отечественных производителей
  3. Развитие и использование научной базы для роста производства инновационной продукции.
  4. Использование концепции реверс-инжиниринга – обратное проектирование, выполненное российскими инженерами, которое позволит создать оборудование под потребности заказчика

Таким образом, кризис стал катализатором для глубокой модернизации отрасли, и при сохранении текущих темпов Россия сможет не только преодолеть санкционные ограничения, но и выйти на новый технологический уровень.  

Несмотря на вызовы, нефтегазовый сектор демонстрирует адаптивность:  

— К 2025 году планируется заместить 40–50% критического импорта.  

— К 2030 году – создать полные технологические цепочки для добычи в Арктике и на шельфе

В сложившихся условиях необходимо стимулировать концепцию импортозамещения и развивать отечественного производителя, особенно производство инновационного и высокотехнологичного оборудования, соответствующего передовым мировым практикам технологического развития.

Список литературы:

  1. Министерство промышленности и торговли РФ. (2023). Программа импортозамещения в нефтегазовом секторе. 
  2. Аналитический центр при Правительстве РФ. (2023). Влияние санкций на нефтегазовый сектор России. Москва.  
  3. Министерство энергетики РФ. (2023). Стратегия развития ТЭК в условиях внешних ограничений.  
  4. Дробышевский С., Синельников-Мурылев С. (2023). *Санкции и цепочки поставок в нефтегазовой отрасли*. Вопросы экономики, №5. 
  5. Лукин А. (2023). *Новые логистические маршруты: Восток vs Запад*. Логистика и управление цепями поставок, №3.