В соответствии с постановлением Администрации Курской области от 22.01.2020г. №47-па «О централизации закупок в Курской области» все конкурентные закупки товаров, работ, услуг для муниципальных заказчиков, софинансируемые за счет средств областного бюджета (кроме закупок в сфере дорожной деятельности и капитального строительства), осуществляются уполномоченным органом Курской области – комитетом по управлению имуществом Курской области и подведомственным уполномоченным учреждением – ОКУ «Центр закупок Курской области». Центр обладает профессиональными кадрами и правовой возможностью поддерживать заказчиков региона в части проведения централизованных торгов, включая составление технического задания, установление условий торгов согласно действующему законодательству, а также размещение документов в РИС «Торги Курской области» и др.
С 2019 года председателем Комитета по управлению имуществом Курской области является Игорь Куцак. В новом выпуске телепрограммы «Закупки 2.0» он рассказывает, как устроена система госзакупок в регионе, какие задачи решает Центр и как организована работа с поставщиками. Беседует генеральный директор АО «ТЭК-Торг» Дмитрий Сытин.
Вы работаете председателем комитета по управлению имуществом Курской области, но причем тут закупки?
Комитет по управлению имуществом на территории Курского региона также является и уполномоченным органом, поэтому помимо тех задач, которые есть у комитета (земельные и имущественные правоотношения, приватизация, государственная собственность и объекты, которые в ней находятся), мы также занимаемся закупками. Частично эти функции были переданы Комитету некоторое время назад, поэтому, когда встал вопрос оптимизации закупочных процедур, у нас уже была сформирована база и платформы для развития.
С какой целью был создан Центр закупок Курской области?
История Центра закупок начинается в середине 2019 года, когда губернатором Курской области Романом Старовойтом было дано поручение об оптимизации всех закупок региона. Влияние на это оказали многие факторы и в первую очередь — указы президента, запуск нацпроектов и необходимость повышения эффективности расходования бюджетных средств. До этого процедуры были достаточно разрозненными и малоэффективными; были проблемы у заказчиков на разных уровнях — и областных, и муниципальных. Отсюда не совсем эффективное расходование средств. Мы знаем, что в рамках национальных проектов на территории Российской Федерации выделяются огромные средства и Курская область не исключение. Потребовался четкий и понятный механизм, который бы был от начала и до конца понятен, прозрачен и эффективен на выходе.
С учетом специфики работы Комитета по управлению имуществом было принято решение провести его реорганизацию. Наверное, в каждом регионе существовала подобная организация, которая в той или иной степени занималась приватизацией госимущества. В результате из областного бюджетного учреждения в декабре 2019 года было создано новое юридическое лицо.
Понимая важность и значимость закупочных процедур для области, так как это и социальная сфера, и здравоохранение, — мы не могли допустить каких-то резких действий. Имея платформу в комитете, мы создали Центр закупок. Благодаря этой гибкой схеме мы смогли переходный период пройти более гладко и практически незаметно для наших заказчиков.
Как сегодня распределяются функции между Комитетом и Центром?
На сегодняшний день основной объем закупок региона принадлежит Центру закупок, за Комитетом закреплены закупки свыше 3 миллионов рублей. В ближайшее время мы также примем решение о переводе закупок объемом до 10 миллионов рублей в Центр закупок.
Большую часть команды нам приходилось нанимать с нуля. Для примера, в Фонде имущества изначально было 15 человек. Сейчас в Центре закупок работает 105 человек. Для многих из них — это было первое место работы. Обучению новых сотрудников во многом поспособствовала площадка «ТЭК-Торг»: вебинары, онлайн-конференции, очные мероприятия.
Есть регионы, в которых медицинские закупки выделены в отдельное подразделение. Как это устроено в вашем регионе?
В Курской области эти закупки находятся в структуре самого Центра. Сегодня у нас пять основных крупных отделов по отраслям: здравоохранение, культура, спорт, стройка и ЖКХ (сейчас добавился 223-ФЗ муниципальные закупки). Наиболее важные и объемные сферы, безусловно, — это здравоохранение и социальная сфера.
Как вы пришли к централизации закупок? Что уже успели сделать и какие планы на будущее?
Мы, в первую очередь, централизовали всех областных заказчиков. Далее мы обратили внимание на сферу с софинансированием областного бюджета. Муниципальные заказчики в той части, где им выдается субсидия из областного бюджета. И безусловно, на особом контроле федеральные деньги и нацпроекты.
Следующий этап — это дорожное строительство и объекты капитального строительства. Коллеги достаточно эффективно отработали 2020 год, и “законтрактовались” на будущие периоды. Поэтому сейчас смысла нет менять эту конструкцию, они работают с контрактами в привычном режиме.
Централизация, с одной стороны, это оптимизация затрат и повышение прозрачности самой процедуры, с другой стороны — это перенос ответственности. Когда закупками занимаются сами заказчики, то и ответственность лежит на них. Сейчас ответственность лежит на Центре закупок и на вас лично?
Централизация, безусловно, является преимуществом для заказчиков. Заказчик видит эффект от такой работы: он направил заявку, а ответственность несет комиссия, состоящая из сотрудников Центра. Но мы провели большую предварительную работу с региональной нормативно-правовой базой, учли все возможные вопросы для каждого уровня. Поэтому, если раньше они часто получали предписания и были наказаны, то сейчас это единичные случаи.
Каких эффектов удалось достичь при помощи централизации?
Например, если в 2019 году экономия составляла порядка 400 миллионов рублей, то по итогам 2020 года по Центру закупок экономия составила 820 миллионов рублей. При условии, что мы провели более 5 тысяч процедур на общую сумму в пределах 11 миллиардов рублей. По закупкам малого объема до 600 тысяч нам удалось сэкономить порядка 80 миллионов рублей. В первом квартале 2021 года было проведено более 2 000 процедур.
В 2020 году отраслевые комитеты плотно взаимодействовали с различными министерствами, в том числе со здравоохранением и строительством. В 2021 году, с учетом некой турбулентности в экономике, мы наблюдали разную ситуацию: по каким-то статьям областных расходов было уменьшение объемов, а по каким-то наоборот — рост. Есть основание полагать, что в 2021 году по тем отраслям, которые хорошо себя зарекомендовали, будет дополнительное федеральное финансирование.
В 2032 году будет отмечаться 1000-летие города Курска. Уже подписано соответствующее распоряжение Президента, создана рабочая группа. На реконструкцию центральной части города будут выделены федеральные средства. Не хочу строить прогнозы, но вероятнее всего объемы будут не меньше, чем в 2020 году, а с учетом 223-ФЗ возможно и больше.
Сегодня в регионе почти половина поставщиков – это местный бизнес. Очевидно, что губернаторы и регион заинтересованы в развитии собственных производителей собственного бизнеса, но законодательство не дает возможности искусственно поддерживать местных производителей. Поэтому все проходит в формате свободной конкуренции и любой участник процесса из любого региона может заявиться и принимать участие.
Вместе с централизацией у вас была внедрена региональная информационная система. Какие функциональные возможности вы сейчас используете и какие планы по дальнейшему внедрению?
С созданием Центра закупок в промышленную эксплуатацию была введена региональная система – РИС «Торги Курской области». Мы работаем с разработчиками в тесном взаимодействии и все необходимые механизмы оперативно интегрируются в существующую модель. Сейчас мы реализовали функционал практически мобильного офиса — в ручном режиме можно сопроводить каждую закупку, видеть, где она находится, у кого в исполнении, получить общую статистику практически в онлайн-режиме.
Что для вас электронная площадка: технический инструмент или партнер с нужными вам сервисами? И какие еще области могли бы быть закрыты электронной площадкой?
Для нас ЭТП — это, в первую очередь, партнер, потому что нельзя недооценивать тот колоссальный объем поддержки, который площадки оказывают уполномоченным органам и заказчикам. Начиная с обучения и заканчивая процедурными моментами. Большую ценность имеет аналитика, которая проводится площадками для оптимизации и для удобства работы уполномоченного органа — нам своевременно дают нужную информацию и не приходится ее получать в ручном режиме.
В 223-ФЗ распространена практика предварительного обсуждения с рынком тех или иных крупных закупок. Есть ли такая практика у вас в области и планируете ли вы ее использовать, потому что пакет поправок, который мы ждем по 44-ФЗ позволяет это делать.
Обсуждение — правильная мера и мы в регионе поддерживаем эту инициативу. Однако в нашей практике по итогам 2020 года и первого квартала 2021 закупок от миллиарда рублей, регламентируемых 44-ФЗ, не было. Если они будут, мы готовы к тем процедурам, которые будут определены на федеральном уровне. Открытость и прозрачность — основополагающие принципы для нас.