Машиностроение второй год подряд стремительно увеличивает потребление стали. Отрасль восстанавливается после нескольких лет провала (см. инфографику). Машиностроительная отрасль сейчас переживает значительный подъем, что сказывается на объемах потребления стали, рассказывает вице-президент по продажам НЛМК Илья Гущин. Как следует из данных компании, за девять месяцев этого года 14,05% стали, реализованной компанией на российском рынке, пришлось на долю машиностроителей. Это третий потребитель после традиционных лидеров – производителей труб и строителей.
За 10 месяцев основной прирост продаж стали, произведенной ММК, пришелся на машиностроение, говорит и представитель Магнитки. Структуру продаж по секторам ММК не раскрывает. Представитель компании лишь сообщил, что за девять месяцев отгрузки ММК предприятиям тяжелого машиностроения и автопрома выросли на 1,5% в годовом сравнении: с 732 400 до 743 400 т. На 15% за девять месяцев увеличила поставки машиностроителям «Северсталь» (до 414 000 т). Компания прогнозирует, что спрос на сталь в машиностроительной отрасли России за весь 2017 год увеличится на 12,5%. «Компания удовлетворяет возрастающий спрос и активно участвует в процессе восстановления российского машиностроения», – говорит директор по сбыту компании Евгений Черняков.
Все компании увеличивают в этом году долю продаж в России. Так, ММК увеличил долю продаж в России и СНГ на 6% до 6,5 млн т (на 400 000 т) стали. НЛМК отдельно российские продажи не выделяет, но на домашних рынках (включают Европу для европейских заводов и США для американских) реализация продукции выросла на 5%. Российский дивизион «Северстали» – «Российская сталь» увеличила продажи на 3%.
Машиностроение – один из крупнейших потребителей стали. В 2016 г. отрасль вместе с автопромом заняли 21% рынка плоского проката в России (8,064 млн т), следует из презентации НЛМК. По данным АКРА, общее потребление проката в России в 2016 г. составило 38,4 млн т. Хотя сегодня основной рост спроса на металлопродукцию обеспечивает строительный сектор, подчеркивает аналитик АКРА Максим Худалов, наблюдается положительная динамика и со стороны машиностроительного комплекса, особенно со стороны тяжелого машиностроения. Машиностроение восстанавливается после затяжного кризиса вслед за экономикой России, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Кроме того, толчок машиностроению дают государственная поддержка экспорта продукции машиностроения и транспортного сектора, добавляет эксперт. В предыдущие годы, например, загрузка вагоностроительных предприятий не превышала 25%. Сегодня уровень загрузки мощностей по производству грузовых вагонов составляет 45%, по производству автомобилей – 60–65%, приводит он данные.
Так, например, крупнейший производитель вагонов – Объединенная вагонная компания в этом году в сравнении с прошлым увеличит производство на 10% (в 2016 г. предприятия холдинга выпустили 15 900 грузовых вагонов). Втрое производство гражданской продукции (вагоны, платформы, хопперы-зерновозы и др.) за девять месяцев увеличил «Уралвагонзавод», сообщил представитель «Ростеха» (контролирует предприятие). Тренд будет положительным и в 2018 г. Так, «Трансмашхолдинг» увеличит закупку примерно на 10%, сообщил представитель холдинга. По прогнозам компании, в следующем году продажи продукции (локомотивы, пассажирские поезда, вагоны метро) вырастут. «Объем заказов растет», – объясняет представитель.
«В отличие от ряда компаний машиностроительного комплекса мы не работаем на склад, – рассказал представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). – Наша продукция в большинстве случаев уникальная, создаваемая по заказу государства или коммерческого потребителя». 80% бизнеса компании приходится на гособоронзаказ, уточнил он. Это обеспечивает отрасли стабильность, при которой наблюдается небольшой рост металлопотребления предприятиями ОСК, добавил представитель.
«Восстановление производства заметно и в сегменте грузовых и легковых автомобилей, и в сегменте вагоностроения, динамично растет спрос на стальной прокат в судостроительной отрасли», – согласен Бурмистров. Однако не все так позитивно в сотрудничестве российских металлургов и машиностроителей: последние страдают от высоких и меняющихся в зависимости от экспортной конъюнктуры цен на прокат, уверен эксперт. Российские металлурги корректируют цены вслед за мировыми. Так, за три месяца цены на плоский прокат на внутреннем рынке выросли на 20% (10 ноября, по данным БКС, тонна проката стоила $641). «Российские металлурги достаточно агрессивны с точки зрения ценовой политики», – добавляет Бурмистров.
Исправлены производственные показатели Объединенной вагонной компании за 2016 г.