Последний год стал переломным для технологии блокчейн

 Компания ICONIC, которая реализует проекты по внедрению блокчейна в логистические процессы компаний, рассказала о первых результатах.

Логистика — одна из самых перспективных отраслей для применения технологии распределенного реестра. В этом бизнесе много контрагентов, цепочка поставок сложная, а на эффективность всего процесса очень сильно влияет человеческий фактор. Блокчейн может упростить цепочку поставок, сократить число посредников, уменьшить объем документооборота, повысить прозрачность самого процесса и задействованных в нем контрагентов. По оценкам DHL, снижение барьеров в поставках способно увеличить объем глобальной торговли на 15%, а показатель мирового ВВП — на 5%. Эксперименты с блокчейном в логистике Эксперименты по ее внедрению начались в конце 2016 года: члены R3 Wells Fargo и Банк Содружества Австралии впервые успешно использовали блокчейн и смарт-контракты при переправке партии хлопка из США в Китай. Но дальше эксперимента дело не продвинулось. IBM совместно с логистической компанией Maersk создала глобальную блокчейн-платформу для отслеживания прохождения грузов и оцифровки всего документооборота. В этом проекте участвует таможня США и постепенно подключаются крупные логистические компании, такие например как Agility Logistics.

Круп­ней­ший ри­тей­лер Walmart не от­ста­ет от кон­ку­рен­тов и внед­ря­ет раз­лич­ные си­сте­мы блок­чей­на, чтобы удер­жать ли­дер­ские по­зи­ции на роз­нич­ном рынке. В ап­ре­ле ком­па­ния по­да­ла в Бюро по ре­ги­стра­ции па­тен­тов и то­вар­ных зна­ков США два блок­чейн-па­тен­та. Со­глас­но пер­вой за­яв­ке, при­ме­не­ние опи­сан­ной в ней тех­но­ло­гии по­мо­жет Walmart уско­рить про­цесс об­ра­бот­ки за­ка­зов и сроки до­став­ки от по­став­щи­ков. Сей­час они со­став­ля­ют в сред­нем три-че­ты­ре дня, в то время как Amazon (NASDAQ: AMZN) уже со­кра­тил с по­мо­щью блок­чейн-си­сте­мы сроки до­став­ки до од­но­го дня. Вто­рая за­яв­ка опи­сы­ва­ет си­сте­му, ко­то­рая поз­во­лит опе­ра­тив­но по­лу­чать любую ин­фор­ма­цию о про­дук­тах — о со­дер­жи­мом упа­ков­ки, усло­ви­ях хра­не­ния, ме­сто­по­ло­же­ния и так далее. Дан­ные будут за­гру­жать­ся в си­сте­му с мо­мен­та от­груз­ки то­ва­ра со скла­да и до по­став­ки на полки ма­га­зи­на. Кроме того, Walmart рас­счи­ты­ва­ет, что блок­чейн пе­ре­ве­дет рас­че­ты с по­став­щи­ка­ми и кли­ен­та­ми в ав­то­ма­ти­че­ский режим. Ис­то­рия опе­ра­ций будет до­ступ­на толь­ко контр­аген­там и за­кры­та для тре­тьих лиц. Также летом Samsung пред­ста­ви­ла ло­ги­сти­че­скую блок­чейн-плат­фор­му Cello Square 3.0. Новой услу­гой смо­гут вос­поль­зо­вать­ся про­дав­цы гло­баль­но­го рынка элек­трон­ной тор­гов­ли. CelloSquare 3.0, как за­яв­ля­ют ав­то­ры про­ек­та, объ­еди­ня­ет но­вей­шие IТ-тех­но­ло­гии с ис­поль­зо­ва­ни­ем гло­баль­ной ло­ги­сти­че­ской опе­ра­ции Samsung SDS. Новая тех­но­ло­гия долж­на зна­чи­тель­но уско­рить сроки до­став­ки меж­ду­на­род­ных гру­зов, а также по­вы­сить их на­деж­ность, при этом сни­зив за­тра­ты. В конце июля кон­гло­ме­рат Commonwealth Bank of Australia (CBA) за­дей­ство­вал тех­но­ло­гию блок­чейн в управ­ле­нии по­став­ка­ми — спе­ци­а­ли­сты от­сле­ди­ли путь 17 тонн мин­да­ля в Гер­ма­нию с по­мо­щью де­цен­тра­ли­зо­ван­ной тех­но­ло­гии. В ходе теста круп­ней­ший банк Ав­стра­лии ис­пы­ты­вал блок­чейн-плат­фор­му на базе Ethereum. Укра­ин­ская он­лайн-плат­фор­ма A2B Direct стала пер­вой ло­ги­сти­че­ской ком­па­ни­ей в СНГ, внед­рив­шей блок­чейн в це­поч­ку ло­ги­сти­че­ских опе­ра­ций. По сло­вам со­зда­те­лей про­ек­та, ра­бо­та­ю­щие на Ethereum смарт-кон­трак­ты решат во­прос с от­сле­жи­ва­ни­ем гру­зов, а также по­мо­гут внед­рить си­сте­му по­ощ­ре­ний пе­ре­воз­чи­ков. На се­го­дняш­ний день A2B Direct до­став­ля­ет грузы по тер­ри­то­рии Укра­и­ны и Бе­ло­рус­сии, но в ско­ром вре­ме­ни пла­ни­ру­ет выйти на меж­ду­на­род­ную арену гру­зо­пе­ре­во­зок.

Для Рос­сии, как круп­но­го экс­пор­те­ра, во­прос оп­ти­ми­за­ции ло­ги­сти­че­ских це­по­чек стоит на по­вест­ке дня. Ком­па­нии хотят эко­но­мить на до­ку­мен­то­обо­ро­те, со­кра­тить по­те­ри, свя­зан­ные с про­сто­ем гру­зов, и внед­ре­ние тех­но­ло­гии блок­чейн как раз от­ве­ча­ет этим за­про­сам. В июле стало из­вест­но, что рос­сий­ская неф­тет­рей­дин­го­вая ком­па­ния Пет­ро­ле­ум Трей­динг пе­ре­во­дит сдел­ки на блок­чейн. Они будут про­во­дить­ся на спе­ци­аль­но со­здан­ной плат­фор­ме Proleum. В те­че­ние по­лу­го­да на блок­чейн пе­ре­ве­дут 30% контр­аген­тов ком­па­нии, в пла­нах — через год про­во­дить все сдел­ки по­сред­ством рас­пре­де­лен­но­го ре­ест­ра. В на­ча­ле года Пет­ро­ле­ум Трей­динг про­ве­ла первую в мире сдел­ку с неф­те­про­дук­та­ми на блок­чейне — сеть АЗС и два по­став­щи­ка топ­ли­ва ку­пи­ли у нее бен­зин через смарт-кон­тракт. Как блокчейн ведет к экономии Мы видим ин­те­рес со сто­ро­ны как круп­ных, так и неболь­ших ком­па­ний, и в нашем порт­фо­лио есть уже несколь­ко кей­сов по внед­ре­нию блок­чейн-плат­фор­мы, спо­соб­ной от­сле­жи­вать со­бы­тия на каж­дом этапе гру­зо­пе­ре­во­зок. На чем это по­мо­га­ет биз­не­су сэко­но­мить? В сфере ло­ги­сти­ки тра­ди­ци­он­но су­ще­ству­ют про­бле­мы с бу­маж­ным до­ку­мен­то­обо­ро­том. Если усло­вия до­го­во­ра по­став­ки были на­ру­ше­ны, то по­став­щи­ку может гро­зить штраф. По­став­щик может потом через суд до­ка­зы­вать, что на­ру­ше­ние про­изо­шло не по его вине, но про­бле­ма в том, что это тру­до­ем­кий про­цесс. Ар­бит­раж­ные споры по таким делам могут за­ни­мать неде­ли, бу­маж­ные справ­ки легко под­де­лать, поч­то­вая пе­ре­пис­ка — тоже не самый на­деж­ный спо­соб фик­са­ции до­го­во­рен­но­стей. Даже при на­ли­чии элек­трон­но­го учета в си­сте­му могут быть вне­се­ны из­ме­не­ния, и об­на­ру­жить, на каких эта­пах были на­ру­ше­ны усло­вия, за­труд­ни­тель­но. Когда ком­па­ния об­ра­ща­ет­ся в суд, чтобы ком­пен­си­ро­вать свои по­те­ри, найти от­вет­ствен­но­го за несвое­вре­мен­ную или нека­че­ствен­ную по­став­ку за­ча­стую про­бле­ма­тич­но, что при­во­дит к по­те­рям или неспра­вед­ли­вым штра­фам. Блок­чейн ре­ша­ет эту про­бле­му. В базе рас­пре­де­лен­но­го ре­ест­ра фик­си­ру­ют­ся все опе­ра­ции, и вне­сти ин­фор­ма­цию зад­ним чис­лом или из­ме­нить ее неза­мет­но для осталь­ных участ­ни­ков невоз­мож­но. Все тран­зак­ции необ­ра­ти­мы, а каж­дый за­ин­те­ре­со­ван­ный участ­ник про­цес­са имеет кон­тро­ли­ру­е­мый до­ступ и может про­смат­ри­вать ис­то­рию из­ме­не­ния со­сто­я­ний груза. Ны­неш­няя про­бле­ма, за­труд­ня­ю­щая ак­тив­ное при­ме­не­ние тех­но­ло­гии, — слож­ность оцен­ки эко­но­ми­че­ско­го эф­фек­та в аб­со­лют­ных ве­ли­чи­нах. Ры­ноч­ные ком­па­нии крайне осто­рож­но от­но­сят­ся к рас­кры­тию ин­фор­ма­ции о по­те­рях, их объ­е­мах, фак­тах вы­яв­лен­ных кор­руп­ци­он­ных слу­ча­ев, что силь­но за­труд­ня­ет оцен­ку по­тен­ци­аль­ных эф­фек­тов от внед­ре­ния. В то же время, ис­хо­дя из ста­ти­сти­ки DHL, объем ма­ни­пу­ля­ций, свя­зан­ных с несвое­вре­мен­ным ис­пол­не­ни­ем усло­вий кон­трак­та на по­став­ку то­ва­ров оце­ни­ва­ют­ся в сотни мил­ли­о­нов дол­ла­ров еже­год­но. В ре­зуль­та­те этих ма­ни­пу­ля­ций круп­ная ком­па­ния те­ря­ет в сред­нем 3−5% от сво­е­го го­до­во­го обо­ро­та. Внед­ре­ние блок­чей­на поз­во­ля­ет из­бе­жать этих рас­хо­дов. И мы уже видим, как это ра­бо­та­ет на прак­ти­ке. Блок­чейн-це­поч­ка от­ра­жа­ет все опе­ра­ции по по­став­ке груза, можно в любой мо­мент под­нять ис­то­рию про­хож­де­ния то­ва­ра и по­нять, на каком этапе и на сколь­ко груз был за­дер­жан.

Устранение серых посредников

Сей­час мно­гие ком­па­нии стал­ки­ва­ют­ся с си­ту­а­ци­ей, когда вла­де­лец транс­порт­но­го сред­ства пы­та­ет­ся свое­вре­мен­но по­лу­чить услу­ги, но до конца не видит и не по­ни­ма­ет сто­и­мость об­слу­жи­ва­ния и не уве­рен в том, что агент вла­дель­ца вы­би­ра­ет оп­ти­маль­ных по­став­щи­ков. С пред­ло­же­ни­ем ин­те­гри­ро­вать тех­но­ло­гию рас­пре­де­лен­но­го ре­ест­ра в базу с за­яв­ка­ми от вла­дель­цев транс­порт­ных средств к нам об­ра­ти­лись гос­сер­ви­сы, стра­да­ю­щие от недоб­ро­со­вест­ной кон­ку­рен­ции со сто­ро­ны част­ных ком­па­ний, ко­то­рые вы­сту­па­ют в роли аген­тов и про­да­ют кли­ен­там несу­ще­ству­ю­щие услу­ги. С по­мо­щью блок­чей­на можно оциф­ро­вать весь про­цесс об­слу­жи­ва­ния. На­при­мер, вла­де­лец транс­порт­но­го сред­ства видит в си­сте­ме свое место в оче­ре­ди и набор пред­ло­же­ний с услу­га­ми и це­на­ми на них. Такой под­ход ис­клю­ча­ет серых по­сред­ни­ков, спо­соб­ству­ет чест­ной от­кры­той кон­ку­рен­ции, а также де­ла­ет про­цесс об­слу­жи­ва­ния ком­форт­ным для кли­ен­та, сни­жая его из­держ­ки. Аналог электронного документооборота Центр хра­не­ния до­ку­мен­тов за­ме­ня­ет­ся рас­пре­де­лен­ным ре­ест­ром, все за­пи­си фик­си­ру­ют­ся в блок­чейн-це­поч­ке, в ко­то­рой есть ссыл­ки на до­ку­мен­ты, со­про­вож­да­ю­щие груз. В бу­маж­ном виде до­ку­мен­ты идут на­мно­го доль­ше, и за вы­яв­ле­ни­ем оши­бок сле­ду­ют дли­тель­ные раз­би­ра­тель­ства. На­ли­чие до­ку­мен­тов в элек­трон­ном виде поз­во­ля­ет ре­шать про­бле­мы, не до­во­дя дело до суда. Такое ре­ше­ние при­ме­ня­ет­ся на рынке на­сып­ных гру­зов. На­ли­чие до­ку­мен­тов в элек­трон­ном виде поз­во­ли­ло более опе­ра­тив­но со­от­но­сить ка­че­ство при­бы­ва­ю­ще­го груза с той ин­фор­ма­ци­ей, ко­то­рая ука­за­на в со­про­вож­да­ю­щих до­ку­мен­тах. Это лишь несколь­ко при­ме­ров, как блок­чейн может упро­стить и уде­ше­вить ло­ги­сти­ку. Тех­но­ло­гия ре­ша­ет про­бле­му до­ве­рия между контр­аген­та­ми, че­ло­ве­че­ский фак­тор ухо­дит на вто­рой план плюс ско­рость — одна из самых важ­ных со­став­ля­ю­щих успе­ха в ло­ги­сти­ке.

 

Источник: ru.insider.pro