Блокчейн для грузоперевозок

Минтранс и контейнерный перевозчик Maersk планируют запустить в порту Санкт-Петербурга пилотный проект международной торговой блокчейн-платформы для интеграции грузоперевозок. Система разработана Maersk и IBM. Для внедрения системы на нашем рынке понадобится изменение нормативно-правовой базы. По расчетам аналитиков, запуск такой платформы в контейнерном сегменте позволит сэкономить грузовладельцам до 10 млрд руб.

Как следует из письма Росморречфлота, платформа будет работать на базе смарт-контрактов и должна заменить трудоемкий бумажный документооборот. К проекту уже присоединились более 90 компаний, морских администраций и таможенных служб. Как сервис она станет доступна во втором полугодии и объединяет всех участников цепочек поставок: трейдеров, транспортные компании, порты, перевозчиков, госорганы и т. д.

Участие РФ в пилотном проекте и дальнейшую адаптацию платформы в РФ считают «целесообразным» и в ФСБ. Как пишет «КоммерсантЪ», ФСБ рекомендовала проработать механизмы снижения рисков информационной безопасности, обеспечения независимости российского сегмента, привлечь российских специалистов, а также отдельно обсудить вопрос о гарантиях продолжения участия российских организаций при применении санкций США.

Сегодня наши органы власти не располагают механизмами регулирования блокчейн-технологий. Кроме того, требуется решить вопросы защищенности и обеспечения юридической значимости информации, поэтому необходимо применение унифицированного стандарта электронного обмена. В качестве альтернативы блокчейну можно рассматривать технологию электронной подписи с применением сервисов доверенной третьей стороны, полагают в ФТС. Разработка предложений по интеграции цифровой торговой платформы с информационными системами ФТС должна быть осуществлена после внедрения необходимых изменений в нормативно-правовую базу, уверены в ведомстве.