Особенности закупки компьютеров по закону о контрактной системе. Или квест, полный неожиданностей и загадок.

Он-лайн журнал «Директор по закупкам» продолжает публикацию цикла материалов «Тонкости закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ» автора Анастасии Дегтеревской,  юриста, специализируется на госзакупках.

Покупка компьютеров и офисной техники  может стать настоящим испытанием для контрактной службы.

Попробуем разобрать по шагам, что и как должен делать заказчик, чтобы приобрести необходимое оборудование и при этом не нарушить закон.

Этап планирования

Особенностью планирования закупки компьютерной техники является то, что эти товары на текущий момент внесены в каталог товаров, работ, услуг (КТРУ).

Каталог расположен по адресу http://zakupki.gov.ru/epz/ktru/quicksearch/search.html

Коды укрупненных позиций:

системный блок: 26.20.15.000-00000001.

монитор, подключаемый к компьютеру 26.20.17.110-00000001

клавиатура 26.20.16.110-00000001

мышь компьютерная  26.20.16.170-00000001

компьютер персональный настольный (моноблок) 26.20.15.000-00000032

многофункциональное устройство (МФУ) 26.20.18.000-00000001

принтер 26.20.16.120-00000001

ноутбук 26.20.11.110-00000001

Нюанс: Копиры и сканеры не внесены в каталог. Их можно закупать по старым правилам.

 Какие выводы из этого можно сделать?

  1. Заказчик обязан указывать наименование объекта закупки в соответствии с КТРУ. Это значит, что заказчик не может теперь закупать компьютеры в сборе, как это делалось раньше.  Теперь купить компьютер — означает купить системный блок, монитор, клавиатуру и мышь по отдельности.
  2. Заказчик должен выбрать конкретную (НЕ укрупненную) позицию каталога при формировании плана и плана-графика.  Позиции отличаются друг от друга техническими параметрами. Это означает, что уже на этапе планирования  у заказчика должно быть готово техническое задание (хотя бы в части тех характеристик, которые упомянуты в КТРУ).

Пример: для клавиатуры есть всего лишь один параметр, который отражен в КТРУ — тип подключения. Соответственно,  заказчик выберет либо проводную клавиатуру (код 26.20.16.110-00000002) либо беспроводную (код 26.20.16.110-00000003).

А вот для системного блока установлены следующие характеристики, с которыми заказчик обязательно должен определиться на этапе планирования:

-объем накопителя;

-объем оперативной памяти;

-тип накопителя.

В КТРУ есть несколько десятков позиций, в которых данные характеристики присутствуют в разных вариантах. Заказчик должен выбрать одну уже при формировании плана закупок. Потом изменить ее не удастся. Можно будет только удалить полностью позицию плана и плана-графика и создать ее заново с корректными кодами КТРУ.

При формирования плана и плана-графика заказчику также нужно произвести обоснование начальной (максимальной) цены.  Делается это с помощью метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в обычном порядке. При этом нужно помнить, что ценовые предложения должны быть сделаны в отношении каждой позиции технического задания (системный блок, монитор, клавиатура и  мышь, к примеру).

Ограничения при закупки компьютеров

При планировании следует учесть, что закупка компьютеров подпадает под ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства (ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ).

Заказчику следует применять одновременно два нормативных акта:

-Постановление Правительства  РФ от 26.09.2016 г. № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

-Приказ Минфина России от 04.06.2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Разберем, как это будет происходить на практике.

  1. Правила применяются только в случае конкурентных закупок.
  2. Никаких специальных правил не установлено на случаи:

-конкурентная закупка признана несостоявшейся по любым основаниям (подана или допущена только одна заявка);

-все допущенные заявки содержат предложения о поставке российский товаров (или происходящих из государств — членов Евразийского экономического союза);

-все допущенные заявки содержат предложения о поставке хотя бы одного товара импортного происхождения.

В этих случаях закупки проводятся в обычном порядке.

  1. Если заказчику при проведении конкурентной закупки поступило 3 и более заявок, то ему нужно поступить следующим образом (в рамках постановления Правительства № 968). Ему нужно проанализировать заявки и определить, есть ли среди них две заявки, которые:

-содержат предложения о поставке исключительно товаров, происходящих из России или государств — членов Евразийского экономического союза;

-не содержат предложений о поставке одного и того же вида товара одного производителя.

Пример заявок, удовлетворяющих этому условию:

Заявка А

-товар 1 (страна —  Россия, производитель «А»);

-товар 2 (страна — Россия, производитель «Б»);

-товар 3 (страна — Казахстан, производитель «В»).

Заявка Б

-товар 1 (страна  — Россия), производитель «Б»);

-товар 2 (страна — Беларусь, производитель «Г»);

-товар 3 (страна — Россия, производитель «А»).

Пример заявок, не удовлетворяющих указанным выше условиям:

Заявка А

-товар 1 (страна — Россия, производитель «А»);

-товар 2 (страна  — Россия, производитель «Б»).

Заявка Б

-товар 1 (страна —  Россия, производитель «А»);

-товар 2 (страна — Россия, производитель «А»).

Если  у заказчика есть такие две заявки, то все остальные заявки он отклоняет. Если таких заявок нет, то заказчик руководствуется правилами, изложенными ниже.

  1. Если заказчик проводит конкурс, запрос котировок или запрос предложений, то он действует следующим образом (в рамках приказа Минфина № 126н). При оценке заявок с неимпортными товарами заказчик использует понижающий коэффициент 15%. Это дает таким участника преимущество и повышает их шансы победить. Оценка заявок с хотя бы одним импортным товаром проводится в обычном порядке.

 

Пример:

заявка А (с российскими товарами): цена 100 руб.

заявка Б (с хотя бы одним импортным товаром): 90 руб.

При обычном проведении запроса котировок выиграл бы участник, подавший заявку Б, ведь его цена ниже.

Но в данном случае заказчик оценивает заявку А с понижающим коэффициентом (100 руб. х 0,85 = 85 руб.). И таким образом, участник, направивший ее, выигрывает в запросе котировок (85 руб. меньше 90 руб.).

При этом заказчик заключает контракт с победителем закупке по той цене, которая указана в его заявке (100 руб.).

  1. При проведении электронного аукциона заказчик действует следующим образом (в рамках приказа Минфина № 126н). Аукцион проходит в обычном порядке. Если выигрывает участник, предлагающий исключительно товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза, то контракт заключается по той цене, которая сформирована в результате аукциона. Если же победителем становится лицо, предложившее хотя бы один импортный товар, то контракт с ним заключается по цене, сниженной на 15% (при условии, что имеется хотя бы один участник с полностью «российской» или «евразийской» заявкой.

На практике это может обернуться для поставщика весьма и весьма неприятным сюрпризом. Не все поставщики осведомлены обо всех нюансах применения Закона о контрактной системе.  А кроме того, даже подготовленный поставщик никогда не знает, кто играет в аукционе  — конкурент с российскими или же импортными товарами. Поэтому по большому счету поставщику всегда нужно быть готовым в понижению цены контракта на 15% по сравнению с тем, что он указал в ходе аукциона.

Для целей применения правила № 3 (отклонение «импортных заявок» при наличии двух «российских) заказчику необходимо проанализировать документы, предоставленные поставщиками в составе заявок.

Подтверждением российского происхождения товара являются следующие документы:

а) специальный инвестиционный контракт;

б) подтверждение Министерством промышленности и торговли РФ производства на территории РФ предложенных в заявке (окончательном предложении) товаров;

в) выданное Министерством промышленности и торговли РФ уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли РФ уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения;

г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) товары.

На практике нередко случается ситуация, когда поставщики российских радиоэлектронных  товаров не  предоставляют перечисленные в постановлении Правительства № 968 документы. Нужно ли отклонять такие заявки? Нет, отклонять их нельзя, но и предоставлять им преимущество было бы неправомерным. Такие заявки должны рассматриваться заказчиком в качестве заявок, содержащих предложение о поставке импортных товаров.

При применении правил 4-5 (преимущество «российским» заявкам в размере 15%)  документов не требуется. Заказчик ориентируется на сведения (декларацию) о стране происхождения товара, которые указал поставщик в своей заявке.

 

Преимущества отдельным категориям участников

Заказчик может разместить закупку компьютерной техники среди субъектов малого предпринимательства или СО НКО либо без такого ограничения.

Преимуществ организациям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов  предоставлять не нужно.

 

Выбор способа определения поставщика

Компьютерная техника входит в обязательный перечень товаров, которые заказчики обязаны закупать на электронных аукционах (распоряжение Правительства РФ № 471-р от 21.03.2016 г.). Это означает, что заказчик может выбрать одну из следующих форм конкурентных закупок: запрос котировок – при соблюдении ценового и количественного ограничения; электронный аукцион.

Нет препятствий и для закупки компьютеров по пункту 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (закупка товаров стоимостью менее ста тысяч/четырехсот  тысяч рублей). Однако заказчику следует помнить о рисках, возникающих при искусственном дроблении лотов с целью «ухода» от конкурентных процедур.

Можно ли купить импортную компьютерную технику у единственного поставщика? да, можно, закон не устанавливает для этого ограничений.

 

Техническое задание

При описании объекта закупки заказчик должен в обязательном порядке отразить те характеристики, которые включены в каталог товаров, работ, услуг. Но кроме того, заказчик может добавить дополнительные характеристики в описание закупаемой техники. Правда, необходимость включения этих параметров в техзадание придется обосновать.

Пример технического задания:

Может ли заказчик указывать товарные знаки в техническом задании на покупку компьютерного оборудования?

Здесь действуют общие правила статьи 33 Закона № 44-ФЗ:  допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент».

Случаи, когда возможно указание товарных наименований без дополнения «или эквивалент»:

-при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком,

-при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Напомним, что оба этих случая необходимо обосновать.

 

Особенности закупки с компьютеров с предустановленным программным обеспечением

Законом не запрещена закупка компьютеров с предустановленным ПО. В техническом задании можно указать те программные продукты, которые должны быть установлены на закупаемом компьютере.

Однако заказчики ограничены в приобретении программных продуктов согласно нормам о национальном режиме.  По общему правилу, заказчики должны покупать только российское программное обеспечениие (либо ПО, происходящее из государств — членов Евразийского экономического союза). При этом данные программные продукты для того, чтобы считаться российскими и евразийскими, должны быть включены в соответствующие реестры, которые ведет  Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Согласно постановлению Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  заказчики могут покупать импортное ПО только в двух случаях:

а) в едином реестре российского ПО  и реестре евразийского ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского ПО  и (или) реестр евразийского ПО  и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Оба этих случая необходимо документально обосновывать.

При формировании плана-графика и технического задания заказчику необходимо установить соответствующий запрет на закупки импортного ПО, установленный постановлением Правительства РФ № 1236.

Как видно, закупка компьютеров может превратиться для заказчика в увлекательный квест, полный неожиданностей и опасностей.

Автор: Анастасия Дегтеревская