Заказчик и поставщик — проблема взаимоотношений. Интересный опыт Ульяновской области

Чтобы заказчик не злоупотреблял правом, данным ему Законом № 44‑ФЗ, и не устанавливал излишние требования к описанию закупаемых товаров, содержанию, составу заявки на участие в аукционе, Департамент государственных закупок Ульяновской области принял решение разработать и внедрить типовую форму описания товаров и типовую инструкцию по заполнению заявки. Практика показала, что благодаря такому решению удалось помирить заказчиков и поставщиков.

 

Инга Анатольевна ПОГОРЕЛОВА, директор Департамента государственных закупок Ульяновской области

Положения Закона № 44‑ФЗ обязывают заказчика размещать в документации об аукционе требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкцию по ее заполнению. При этом нормы пункта 2 части 1 статьи 64 Закона № 44‑ФЗ запрещают заказчику устанавливать требования, влекущие ограничение числа участников закупки или ограничение доступа к участию в ней. Кроме того, чтобы обеспечить объективное описание предмета закупки, в закупочную документацию включаются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом заказчики должны указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В 2014 году, когда Закон № 44‑ФЗ вступил в силу, исполнение вышеназванных норм вызвало определенные трудности и у заказчиков, и у участников закупки. Особенно остро проблемы проявились при проведении аукционов на строительные работы. Заказчики зачастую очень творчески подходили к реализации своего права, хитроумно описывали материалы, устанавливали излишние требования и т. д. Известны случаи, когда при закупке обычного бетона заказчик требовал указывать химический анализ воды. При этом объем заявок был сопоставим с многостраничными научными работами, а четкие инструкции по заполнению этого массива документов зачастую отсутствовали. Все это приводило к тому, что участники закупки при заполнении и формировании заявок допускали ошибки технического характера, ошибки в конкретных показателях товара и т. д. В конечном итоге такие заявки заказчики признавали несоответствующими установленным требованиям со всеми вытекающими последствиями.

С описанной выше проблемой столкнулись и в Ульяновской области. При анализе практической деятельности заказчиков и уполномоченного органа при осуществлении закупок строительных работ для нужд Ульяновской области департаментом государственных закупок, контрольными органами были выявлены следующие негативные моменты:

выставление излишних требований к характеристикам стройматериалов;

введение в заблуждение участников закупки путем установления запутанных взаимосвязей между показателями стройматериалов;

описание стройматериалов осуществлялось в формате, не дающем участникам закупки возможность редактирования.

Основная причина возникновения такой ситуации была не в попытке заказчиков найти уникальный продукт, а в их банальном желании заключить контракт с конкретным подрядчиком. Справедливости ради стоит отметить, что часть нарушений имела и непреднамеренный характер. Заказчики просто копировали описание товара из интернета, без понимания того, о чем эти требования, как должны быть заданы показатели. Таким образом, одним из узких мест документации об аукционе на строительные работы стало описание стройматериалов, используемых при выполнении работ, и отсутствие надлежащей инструкции к указанию показателей.

Чтобы пресечь некомпетентные или недобросовестные действия заказчиков при подготовке технико-экономических заданий, членов аукционных комиссий при рассмотрении первых частей заявок участников закупок, Департамент государственных закупок Ульяновской области принял решение разработать и внедрить типовые унифицированные формы описания используемых товаров, обязательные для применения всеми заказчиками и уполномоченным органом при проведении закупок строительных работ. Были обобщены решения и предписания УФАС по Ульяновской области, выданные по результатам внеплановых проверок закупок работ (услуг), при выполнении (оказании) которых используются товары. Изучен опыт многих регионов: Московской области, Татарстана, Мордовии и др.

Результатом такой работы стали Методические рекомендации по описанию товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг (далее — Методические рекомендации). Они были утверждены распоряжением Министерства экономического развития Ульяновской области от 31 марта 2015 года № 66-р. В Методические рекомендации были включены типовая форма описания товаров и типовые варианты требований заказчика к указанию показателей.

Типовая форма описания товаров

При разработке типовой формы описания товаров, используемых при выполнении работ, уполномоченный орган исходил из принципа прозрачности и открытости сведений о закупке, а также необходимости сделать документацию о закупке понятной и удобной для участников. Уполномоченный орган остановил свой выбор на форме таблицы описания стройматериалов, где требование указания значения в заявке участника сопровождает каждый показатель (таблица).

Таблица. Форма описания товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг. Пример заполнения таблицы

Наименование товара Наименование показателя товара Требование к значению показателя Требование к указанию значения показателя участником закупки
1 2 3 4 5
1 Блок оконный из поливинилхлоридных профилей Соответствие нормативной документации ГОСТ 30674-99, ГОСТ 23166-99 Значение не изменяется
Вариант конструктивного исполнения ПВХ-профиля Изделие с не менее трехкамерным профилем Указывается одно значение
Ширина профиля Не менее 58 мм Указывается одно значение
Вид отделки лицевых поверхностей изделия Белого цвета, окрашенное в массе Значение не изменяется
Класс изделия по показателю приведенного сопротивления теплопередаче Не хуже Б1 Указывается одно значение
Звукоизоляция Не хуже класса Д Указывается одно значение
Уплотнительные контуры 2 Значение не изменяется
2 Стеклопакет Соответствие нормативной документации ГОСТ 24866-2014 Значение не изменяется
Вариант конструктивного исполнения стеклопакета Количество камер не менее двух Указывается одно значение
Вид стеклопакета Энергосберегающий Значение не изменяется
Толщина стеклопакета Не менее 36 мм Указывается одно значение
Толщина стекла Не менее 4 мм Указывается одно значение

Почему именно таблица? Тут есть несколько положительных моментов. Так, данная форма таблицы компонует в единственный раздел документации о закупке все показатели стройматериалов, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках. В форме определено, в отношении каких именно показателей заказчик установил максимальные и (или) минимальные значения либо значения, которые не могут изменяться, а также установлен порядок их указания участниками закупки в своих заявках. На наш взгляд, такой подход позволяет обеспечить возможность участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели.

Типовые варианты требований заказчика к указанию показателей

При установлении требований в столбце 5 таблицы заказчик исходит из того, что требование указать значение показателя должно давать участнику закупки однозначный ответ на вопрос, как это сделать. Заказчик может использовать один из следующих вариантов написания:

значение не изменяется (данный вариант требования означает, что значение показателя, указанное заказчиком, не подлежит изменению участником закупки), например:

Наименование показателя товара Требование к значению показателя Требование заказчика к указанию значения показателя участником закупки Правильный вариант указания значения участником закупки
Показатель 1 Не более 100 Значение не изменяется Не более 100

указывается одно значение (данный вариант требования означает, что указывается только одно (единственное) значение показателя), например:

Наименование показателя товара Требование к значению показателя Требование заказчика к указанию значения показателя участником закупки Правильный вариант указания значения участником закупки
Показатель 1 Не более 100 Указывается одно значение 95

указывается значение в виде диапазона (данный вариант требования означает, что указывается значение показателя только в виде диапазона), например:

Наименование показателя товара Требование к значению показателя Требование заказчика к указанию значения показателя участником закупки Правильный вариант указания значения участником закупки
Показатель 1 Не уже чем от 10 до 100 Указывается значение в виде диапазона От 5 до 100

указывается значение со словами «…» или со знаком «…» (данный вариант требования означает, что указывается значение показателя, соответствующее требованиям заказчика, с применением соответствующего слова или знака), например:

Наименование показателя товара Требование к значению показателя Требование заказчика к указанию значения показателя участником закупки Правильный вариант указания значения участником закупки
Показатель 1 Не менее 95% Указывается значение со словами «не менее» Не менее 97%

Необходимо пояснить, что последний вариант требования применяется в следующих случаях:

1) если, исходя из физического смысла такого показателя, техническая документация/информация производителя товара и (или) нормативные документы, регламентирующие порядок проведения исследования (испытания) товара, предусматривают при написании показателя неразрывное указание цифрового выражения значения показателя со словами «не более», «не менее», «не выше», «не ниже», «лучше», «не хуже» или их производными или со знаками «<», «>», «≈», «≥», «≤», «±» и т. п;

2) если на момент формирования заявки указание значения показателя в конкретном виде является невозможным. Например, указание таких физико-химических, физико-механических характеристик, как предел прочности, водостойкость, сдвигоустойчивость, трещиностойкость, пористость, адгезия, температура размягчения, вспышки, вязкость, водопоглощение, сопротивление гидростатическому напору, звукоизоляция, влагостойкость, коэффициент светоотражения и пр., в конкретном виде может привести к невозможности исполнения контракта, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 70 Закона № 44‑ФЗ в проект контракта включается информация о товаре, указанная участником закупки в заявке.

 

 

Источник: bujet.ru