«Почта России» начинает тестирование электротранспорта. Цели компании — снизить углеродный след, уменьшить шумовое загрязнение в городах, постепенно отказаться от ископаемых видов топлива.
Процесс внедрения разделен на три этапа. Первый — тестирование курьерских и грузовых электроавтомобилей. За два года (2022–2023) компании предстоит оценить экономическую сторону вопроса: насколько быстро эти модели окупаются, что делать с устаревшими образцами, можно ли их продать на вторичном рынке или проще утилизировать.
На втором этапе (2024–2026) компания закупит и начнет использовать те модели, которые лучше всего пройдут тест на маршрутах курьерской и почтовой доставки. Если электрические автомобили хорошо себя зарекомендуют и действительно окажутся дешевле и эффективнее бензиновых аналогов, на третьем этапе (к 2030 году) «Почта России» доведет их долю в автопарке до 10%.
Компания уже начала тестирование электрогрузовика DriveElectro для доставки отправлений из сортировочных центров в отделения в Москве. За месяц он проехал 3271 км, расходы на зарядку составили 6850 рублей. Прямой аналог DriveElectro — дизельный Hino 300 — потратил на том же расстоянии 33 250 рублей. Получается, что 100 км пробега электромобиля обходятся в 210 рублей, а у обычного грузовика — 1020 рублей. Но есть нюанс: эта модель пока стоит дорого. Цена аналогов на традиционном топливе значительно ниже. По расчетам компании, электрогрузовик сможет окупиться только через семь лет. Пока не начнется массовое производство, что позволит снизить цену, DriveElectro будет сложно составить конкуренцию своим дизельным аналогам, даже несмотря на значительную экономию на топливе.
Электроминивэн Yema Solis «Почта России» использовала для доставки нужных материалов и грузов для работы центрального офиса в Москве. За месяц тестирования Solis «пробежал» 1474 км, а его зарядка обошлась за 1795 рублей. Аналогам — дизельному Volkswagen Transporter и Lada Largus с бензиновым двигателем — для преодоления такого расстояния понадобилось 10 417 и 8730 рублей соответственно. Таким образом, 100 км пробега электроминивэна стоят 121 рубль против 706 рублей у Transporter и 592 рублей у Largus.
Стоимость Solis сопоставима с бензиновыми аналогами, а окупается этот электромобиль примерно за год. Если будущие тесты не выявят серьезных технических недостатков, компания запланирует пилотную закупку этих моделей в 2024–2026 годах.
На очереди тест еще нескольких электромобилей — марок Foton, KangarooElectro и EVM Pro.
Использовать электромобили выгодно по нескольким причинам. В Москве и ряде других городов для них действует нулевая ставка транспортного налога, а также работают бесплатные парковки. В отличие от машин с дизельным или бензиновым двигателем, в электромобиле минимум деталей, требующих регулярной замены и обслуживания. Это значит, что и проходить техническое обслуживание нужно реже.
Но есть и минусы: как таковой рынок коммерческого электротранспорта в России сейчас только зарождается. Все, что есть в наличии, — это либо ввезенные под сертификацию единичные образцы зарубежных автомобилей, либо собранные в России прототипы, которые пока только планируют выход в массовое производство. Следовательно, рынка сервисного обслуживания пока тоже нет.
Во многих российских городах не хватает общедоступных зарядных станций, не решен вопрос с безопасной утилизацией батарей, на которых работают электромобили.
Успех эксперимента зависит от того, как быстро будет развиваться в стране инфраструктура для электротранспорта.
По материалам https://vc.ru/