Минфин РФ не видит значимых проблем, требующих дальнейшего совершенствования или корректировки закупочного законодательства, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе форума-выставки «Госзаказ 2024».
«Поставленные (в 2019 году) задачи решены – сейчас их надо просто завершить, — сказал Лавров. — Сейчас проблематика сводится к решению небольших административных вопросов. Больших сдвигов, новаций не видим».
К требующим завершения задачам Лавров отнес завершение оптимизации норм, регулирующих вопросы импортозамещения в законах «О контрактной системе» (44-ФЗ) и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).
«Завершаем подготовку (ко второму чтению в Госдуме РФ — ИФ) законопроекта по импортозамещению, — отметил Лавров. — Ко второму чтению группой сенаторов подготовлены 28 поправок, которые не имеют отношения к импортозамещению, но решают различные административные вопросы в части заключения офсетных контрактов, прав заказчика не заключать его при выявлении недостоверной информации о поставщике и т.п.».
При этом Лавров подчеркнул, что в законопроект включена норма, по которой Минфин может получить право на официальную трактовку закупочного законодательства.
«Сейчас такого права у министерства нет и это порождает ряд проблем – письма Минфина не имеют юридической силы при рассмотрении споров, в том числе в судах, — пояснил Лавров. — Прежде, когда законы активно изменялись и те или иные вопросы можно было решить путем оперативного внесения поправок, такого права министерству и не требовалось. Сейчас, когда наметилась стабилизация закупочного законодательства, такое право стало необходимым».
Еще одной задачей, решение которой требуется завершить, Лавров назвал коррекцию норм КоАП РФ, связанных с нарушениями законодательства в области госзакупок.
«Из-за развития положений 44-ФЗ нормы КоАП устарели и сейчас часто возникает неопределенность, какие его положения необходимо применять в случае тех или иных нарушений, — сказал Лавров. — Подготовленные поправки в КоАП предусматривают введение в Кодекс новой главы, посвященной только 44-ФЗ и в которой каждому нарушению будет предписана своя мера ответственности.
Лавров рассказал также, что в настоящее время Минфин занимается проработкой концепции реформирования в области закупок малого объема (ЗМО). По его словам, пока документ находится на этапе подготовки и обсуждения. В то же время регуляторы, по утверждению Лаврова, пришли к единому мнению, что необходимо унифицировать процедуры, применяемые при проведении ЗМО, обеспечить их применение во всех электронных магазинах.
«В каком виде будет принята концепция – пока не определено, — подчеркнул Лавров. — Точно можно сказать, что повышение потолка ЗМО (до 600 тыс. рублей в бумажной форме и до 5 млн рублей в электронном виде) не планируется, а сами эти закупки должны быть полностью электронными».
При этом Лавров добавил, что электронные магазины субъектов РФ, которые используются для проведения ЗМО, предполагается сохранить. «Они должны развиваться и работать по единым правилам, должна быть взаимосвязанная сеть электронных магазинов», — добавил он.
Также Лавров рассказал, что еще одной задачей Минфина на ближайшее время является обеспечение доступности госзакупок в рамках ЕАЭС.
«К настоящему времени договорились на экспертном уровне о сокращении в два раза сроков при проведении госзакупок в электронной форме, — рассказал Лавров. — Ведется работа над признанием на уровне ЕАЭС закупок через электронные магазины как конкурентных (в настоящее время они считаются неконкурентными закупками)».
Источник: Интерфакс