Почти 85% госзаказчиков игнорируют требования закона и постановления правительства РФ об ограничении закупок зарубежного программного обеспечения при наличии российского аналога, заявил руководитель Экспертного центра электронного государства Павел Хиллов в ходе Форума безопасного интернета в Москве.
«Органы власти насторожено относятся к импортозамещению в области IT, они не знают, какие альтернативные российские продукты есть на рынке, — сказал он. — Также отсутствует методическая поддержка по вопросам импортозамещения в ИТ, нет механизма обмена опытом и информацией по этой теме, отсутствует контроль за выполнением запрета и меры воздействия на нарушителей».
В результате, по его словам, 85% госзаказчиков просто игнорируют требования закона и постановления об ограничении закупок зарубежного ПО.
«По факту, госзаказчики действуют так, как привыкли — продолжают закупать иностранный софт, — отметила глава ассоциации «Отечественный софт» (принимала участие в подготовке названных документов — ИФ) Евгения Василенко. — Госзаказчики, если и публикуют обоснования закупке иностранного ПО, то делают это, фактически, по запросу или вообще задним числом. При этом сами обоснования часто некорректные».
По данным Хилова, 10% госзаказчиков размещают при проведении закупок ПО формальные обоснования выбора зарубежного ПО, и только 5% показывают, что серьезно подошли к вопросу и им действительно требуются программные продукты зарубежных разработчиков.
По оценке Экспертного центра электронного государства, в настоящее время около 72% контрактов региональных и муниципальных органов власти предусматривают приобретение зарубежного ПО. Соответственно доля «российских» контрактов в региональных госзакупках — 27%. «Региональные и муниципальные органы власти тратят на приобретение российского ПО около 21 млрд рублей в год, а на зарубежные программные продукты — 72 млрд рублей», — сказал Хилов.
Руководитель Экспертного центра электронного государства отметил также, что в настоящее время около 95% пользовательских операционных систем в региональных и муниципальных госорганах приходится на продукты американской Microsoft. Аналогичная ситуация (95%) сложилась с пакетом офисных приложений и несколько лучше (80%) с системами управления базами данных (СУБД).
Хилов сказал также, что ряд регионов уже начали проводить эксперименты с импортозамещением ПО. В частности, в Бурятии перевели систему регионального межведомственного взаимодействия (РСМЭВ) на российские программные продукты, что потребовало около 3 млн рублей. При этом власти республики рассчитывают за счет этого на экономию в размере 10 млн рублей в год. В Татарстане за счет перевода всех информационных систем республики с проприетарной СУБД на СУБД Progress прогнозируют экономию в 90 млн рублей за три года.
«Для запуска процесса импортозамещения в региональных и муниципальных органах власти необходимо решить ряд задач, — сказал Хилов. — Требуется, в частности, организовать проведение инвентаризации ПО и сравнительной оценки российских аналогов, провести доработку региональных программ информатизации с учетом импортозамещения и т.п. Все это однотипные для регионов задачи, и было бы целесообразно решить их один раз на федеральном уровне и далее тиражировать во всех 85 регионах».