Директор Центра закупок Республики Саха: «Мы нацелены на здоровую конкуренцию и здоровый выбор предложений»

Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» создано распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 9 августа 2018 года. В 2020 году в «Центр закупок» от государственных и муниципальных заказчиков Республики поступило более 22 тыс. заявок на закупку товаров, работ, услуг на общую сумму 89,7 млрд рублей. Условная экономия бюджетных средств, полученная по результатам торгов, составила 2,8 млрд рублей. Уровень конкуренции по Республике в одной процедуре составил 2,4 участников, что является высоким показателем учитывая территорию, транспортную логистику и природно-климатическую условия Республики Саха (Якутия). Всего в рамках реализации национальных проектов в Республике Саха (Якутия) уполномоченным учреждением размещено 1,8 тыс. закупок на общую сумму 30,3 млрд рублей.

Алексей Попов и Дмитрий Сытин

Несмотря на то, что другие субъекты Российской Федерации также развиваются и конкурируют между собой по совершенствованию своей системы закупок, Республика Саха (Якутия) по итогам 2020 года вновь получила наивысшую оценку «Национального рейтинга прозрачности закупок», что отчасти является результатом деятельности «Центра закупок РС(Я)». С 2014 года директором Центра закупок Республики Саха (Якутия) является Алексей Попов. В новом выпуске программы «Закупки 2.0» он рассказывает, как устроена система госзакупок в Республике, какие задачи решает Центр закупок, как работают с поставщиками и как идет процесс цифровизации закупок в регионе. Беседует генеральный директор АО «ТЭК-Торг» Дмитрий Сытин.

—  Алексей Юрьевич, вы не только возглавляете Центр закупок Республики Саха (Якутия), но и создавали его. Расскажите об истории создания Центра, какие задачи вы перед собой ставили?

Централизация закупок в Республике Саха (Якутия) начиналась с 2011 года. Был создан комитет по регулированию контрактной системы Республики Саха (Якутия). В 2018 году он был упразднен. Центр закупок не является его преемником, но был создан на материальной базе данного комитета в 2018 году указом главы Республики Саха (Якутия). С момента создания и до сих пор основная задача осталась неизменной — размещение и определение поставщика. Работа центра, как и подбор коллектива, выстраивались с нуля. Сегодня у нас 39 работников, работают отделы по трем направлениям — медицина, выполнение работ и услуг и поставка товаров. Соответственно по трем направлениям у нас работают комиссии по рассмотрению и определению поставщика.

— Как организована работа сегодня? Что централизовано, а что осталось у заказчиков?

У заказчиков ничего не осталось, кроме единственного поставщика. Все закупки полностью с нуля размещаются через нас. В декабре прошлого года вышло распоряжение в связи с ковидом, п. 9, ч. 1, ст. 93, когда у заказчика появилась возможность напрямую закупить, оно тоже идет через согласование через нас. При этом согласование у нас занимает один рабочий день, никаких препятствий нет. Мы эту роль взяли на себя, чтобы предмет закупки был понятен. Если закупаются маски, дезинфекция — это понятно, но если речь идет о компьютерах или ручках и т. д., то тут уже не состыковывается с пандемией.

— Центр не первый раз становится лидером прозрачности закупок. С учетом того, что Саха (Якутия) — это крупнейший регион РФ и с учетом особенностей климата, задача обеспечить Республику всем необходимым очень сложная. Как вам удается это сделать?

К сожалению, логистика у нас достаточно сложная. Это может быть доставка товаров в зимний период — автозимником, либо только речным транспортном в летнее время и авиаперевозки. Это очень дорого и наши заказчики прекрасно это знают, т. к. работают с нами не первый год. Они нацелены на свою логистику, на свои климатические условия. Поэтому мы всегда их подталкиваем, чтобы они раньше закупались, чтобы все вовремя было доставлено. Если, предположим, лекарство, стоит 5 тыс., например, обычный парацетамол или аспирин, довезти его до Тикси из другого региона нереально. Мы пытаемся проводить совместные конкурсы и аукционы, чтобы была обеспечена хотя бы логистическая приближенность к районам, а значит и более адекватная стоимость для предпринимателя.

— Особенности региона накладывают ли какие-то особые условия на процесс планирования?

— Организация процесса планирования остается за заказчиком. Мы влияние на планирование не оказываем, не имеем права. Процесс закупок у нас проходит в три основных этапа: планирование, определение поставщика и исполнение. Соответственно, первый и третий этапы находятся на стороне заказчика. Мы можем только помочь ему, методическую работу провести, разъяснительную, консультации и т.д. Подчеркну, что включаться в процесс планирования и как-то влиять на него мы не имеем права.

— Естественные условия Республики помогают поддерживать местных поставщиков, но вот с точки зрения построения работы с ними, насколько применяются и востребованы общественные обсуждения? Кроме того, оптимизационные поправки, которые сейчас находятся в Госдуме, в явном виде разрешают проводить предварительное обсуждение закупок, поэтому сегодня это очень развитая практика в 223-ФЗ, крупных госкомпаниях, коммерческих компаниях. Обычно для того, чтобы расширить круг поставщиков, нужно ответить заранее на вопросы, которые не всегда можно прописать детально в документации, послушать обратную связь, проговорить ошибки, особенности и т.д. Как вы считаете, эти два инструмента приживутся ли они в 44-ФЗ?

— Обсуждение, безусловно, должно быть. К сожалению, у нас обсуждения возникают часто уже после самой закупки. То есть почему машину купили, почему сувениры купили и т.д. Конечно, общественность должна видеть, знать и понимать. Сейчас все в открытом доступе, планы-графики, ЕИС работает и что-то скрывать невозможно – все прозрачно. Обсуждения нужны, но все зависит от активности общественности, и если она активна, то эта практика приживется.

— А вот предварительные обсуждения будущих закупок. Например, большая стройка, большой объект, поставщик увидит это в лучшем случае, когда оно объявлено. Поставщик может не успеть отреагировать, побояться подавать заявку, потому что госконтракт, РНП и прочие сложности. Вот инструмент предварительного обсуждения будет востребован в 44-ФЗ?

Сейчас закон достаточно гибкий. Раньше, например, необходимо было план-график за 10 дней вывешивать, сейчас можно за 1 день. Сегодня, например, я план-график делаю и завтра-послезавтра объявляюсь. Могу поставить минимальные сроки — 7 дней для приема заявок на аукцион. Предприниматель просто не успеет выполнить все эти обязательные требования, заявки, обеспечение исполнения, сделать банковскую гарантию и деньги найти. С такими сроками, конечно, для предпринимателя сложно работать. Этот инструмент может быть востребован для отдельных сложных закупок.

— Вы запускаете или возможно уже заработал Интернет-магазин для закупок малого объема. Как сегодня построена работа?

Мы в процессе запуска электронного магазина, но в отличие от других регионов у нас немного по-другому будет. С нашего веб-маркета будет рассылаться извещение по нескольким площадкам, откуда и будут идти предложения. Мы не хотим ограничиваться одним магазином, как у многих регионов сейчас. Мы нацелены на здоровую конкуренцию и здоровый выбор предложений.

— Что для вас площадка? Что полезного делают? И что еще хотелось бы получить полезного?

Без ЭТП нам было бы сложно. Все площадки, с которыми мы работаем, проводят консультации, семинары. В прошлом году мы провели 21 вебинар, как самостоятельно, так и с площадками.  Это огромная помощь и хотелось бы, чтобы это продолжалось. Сегодня мы работаем с 4 площадками из 8 и это очень позитивный опыт.

— Когда я задавал вопрос про создание Центра закупок, я знаю, что один из ноу-хау, лайфхаков ваших — подбор людей примерно одинакового возраста, может, я ошибаюсь, но это приводит к общему повышению эффективности. Так ли это? Кто он идеальный кандидат для работы с вами?

Да, вы правы. Когда я подбирал штат, людей, работников, коллег, я хотел, чтобы были одного возраста примерно. Они понимают друг друга, слушают одну музыку, смотрят одно кино. То есть существует общность интересов и соответственно они понимают друг друга гораздо лучше, чем люди разных возрастных групп — в этом и плюс. Они единая команда и друг друга понимают.

— Какими качествами должен обладать кандидат, чтобы стать вашим сотрудником и с вами вместе работать?

Самое главное — желание работать. Образование хорошо, но в закупках без желания работать сложно. У меня у сотрудников разное образование — юристы, экономисты, есть и филологи, педагоги, технические специалисты и другие люди разных профессий. Когда есть желание, образование уже не имеет значения.