Госдума предлагает вернуть государственный контроль над оборотом строительных материалов

По предложению Госдумы, правительство должно возобновить контроль над оборотом строительных материалов. На сегодняшний день доля фальсифицированной продукции на рынке составляет от 10% до 70% в зависимости от вида продукции, ежегодно бюджет недополучает около 100 млрд рублей, подсчитали авторы инициативы.

Согласно заявлению, направленному в адрес первого вице-премьера Дениса Мантурова и подписанного зампредседателем думского комитета по экономической политике Артемом Кирьяновым, рынок стройматериалов нуждается в государственном регулировании оборота продукции. У парламентария возник вопрос о необходимости проверки эффективности существующих мер по контролю за сертифицированными товарами в отрасли. По мнению Кирьянова, ежегодно из-за распространения поддельной продукции в строительной отрасли бюджетная система страны теряет около 100 млрд рублей.

Согласно сообщению пресс-службы кабмина, письмо поступило в аппарат правительства и было направлено для рассмотрения в Минпромторг.

До июля 2021 года сотрудники Росстандарта проводили работу по выявлению нелегального оборота на рынке строительных материалов, а также привлекали к ответственности продавцов за нарушение условий договора, говорится в письме депутата. В связи с этим систему пришлось отменить, так как Росаккредитация занимается контролем качества сертифицированной продукции, а при возведении зданий и сооружений (мосты, эстакады, и т.д.), которые являются капитальными объектами (мосты, эстакады и т.п.), органы строительного надзора обязаны проверять качество выполняемых работ. Практика показывает, что эти меры недостаточны. Только за последние два года в 2021 и 2022 годах доля незаконного оборота цемента возросла почти втрое.

Конечные потери бюджета могут включать в себя как прямые затраты, направленные на предотвращение негативных последствий использования фальсификата, так и упущенные доходы от неуплаты налогов и сборов. Средняя доля подделок на рынке составляет в среднем 25%. Но в зависимости от вида продукции, этот показатель может отличаться. Например, в сегменте полимерных труб для систем газо- и водоснабжения доля составляет 10-20%, а сухие строительные смеси составляют 30-40%, что составляет 50-60% от общего количества продукции. В то же время, кабельная продукция составляет до 70% от общего числа. С 5,6% до 22-25% выросла доля фальсифицированного цемента за последние четыре года.

Эксперты, представляющие профильное сообщество, неоднократно заявляли о том, что в стране отсутствует система по контролю за использованием фальсифицированной продукции, которая может представлять угрозу для здоровья и жизни граждан. Совещательный орган производителей цемента Союзцемент постоянно призывает к возвращению государственного контроля и надзора за оборотом продукции, все ответственные производители поддерживают эту идею и не считают ее чрезмерным давлением на бизнес.

Также от подделок страдают и производители строительных материалов, которые часто не имеют возможности провести проверку сертификата товара. При использовании поддельных материалов, которые могут привести к повреждениям конструкций, авариям на инженерных коммуникациях, пожарам и другим негативным последствиям, у предпринимателей есть риск уголовной ответственности. Но, с другой стороны, чрезмерный контроль может стать новым рычагом административного давления, поэтому необходимо стремиться к соблюдению баланса интересов государства, общества и бизнеса.

В результате большого количества фальсификата в строительстве, может быть подорвана экономическая устойчивость отрасли. На рынке присутствует такая продукция, которая создает нездоровую конкуренцию, что может привести к подрыву позиций добросовестных производителей.

Как считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по ЖКХ и строительству Владимир Кошелев, также необходимо создать единую цифровую платформу на рынке строительных материалов, которая бы предоставляла актуальную информацию о том, где и в каком количестве находятся материалы, которые необходимы для строительства. По сути, это станет способствовать ужесточению государственного контроля за рынком.