По предложению Госдумы, правительство должно возобновить контроль над оборотом строительных материалов. На сегодняшний день доля фальсифицированной продукции на рынке составляет от 10% до 70% в зависимости от вида продукции, ежегодно бюджет недополучает около 100 млрд рублей, подсчитали авторы инициативы.
Согласно заявлению, направленному в адрес первого вице-премьера Дениса Мантурова и подписанного зампредседателем думского комитета по экономической политике Артемом Кирьяновым, рынок стройматериалов нуждается в государственном регулировании оборота продукции. У парламентария возник вопрос о необходимости проверки эффективности существующих мер по контролю за сертифицированными товарами в отрасли. По мнению Кирьянова, ежегодно из-за распространения поддельной продукции в строительной отрасли бюджетная система страны теряет около 100 млрд рублей.
Согласно сообщению пресс-службы кабмина, письмо поступило в аппарат правительства и было направлено для рассмотрения в Минпромторг.
До июля 2021 года сотрудники Росстандарта проводили работу по выявлению нелегального оборота на рынке строительных материалов, а также привлекали к ответственности продавцов за нарушение условий договора, говорится в письме депутата. В связи с этим систему пришлось отменить, так как Росаккредитация занимается контролем качества сертифицированной продукции, а при возведении зданий и сооружений (мосты, эстакады, и т.д.), которые являются капитальными объектами (мосты, эстакады и т.п.), органы строительного надзора обязаны проверять качество выполняемых работ. Практика показывает, что эти меры недостаточны. Только за последние два года в 2021 и 2022 годах доля незаконного оборота цемента возросла почти втрое.
Конечные потери бюджета могут включать в себя как прямые затраты, направленные на предотвращение негативных последствий использования фальсификата, так и упущенные доходы от неуплаты налогов и сборов. Средняя доля подделок на рынке составляет в среднем 25%. Но в зависимости от вида продукции, этот показатель может отличаться. Например, в сегменте полимерных труб для систем газо- и водоснабжения доля составляет 10-20%, а сухие строительные смеси составляют 30-40%, что составляет 50-60% от общего количества продукции. В то же время, кабельная продукция составляет до 70% от общего числа. С 5,6% до 22-25% выросла доля фальсифицированного цемента за последние четыре года.
Эксперты, представляющие профильное сообщество, неоднократно заявляли о том, что в стране отсутствует система по контролю за использованием фальсифицированной продукции, которая может представлять угрозу для здоровья и жизни граждан. Совещательный орган производителей цемента Союзцемент постоянно призывает к возвращению государственного контроля и надзора за оборотом продукции, все ответственные производители поддерживают эту идею и не считают ее чрезмерным давлением на бизнес.
Также от подделок страдают и производители строительных материалов, которые часто не имеют возможности провести проверку сертификата товара. При использовании поддельных материалов, которые могут привести к повреждениям конструкций, авариям на инженерных коммуникациях, пожарам и другим негативным последствиям, у предпринимателей есть риск уголовной ответственности. Но, с другой стороны, чрезмерный контроль может стать новым рычагом административного давления, поэтому необходимо стремиться к соблюдению баланса интересов государства, общества и бизнеса.
В результате большого количества фальсификата в строительстве, может быть подорвана экономическая устойчивость отрасли. На рынке присутствует такая продукция, которая создает нездоровую конкуренцию, что может привести к подрыву позиций добросовестных производителей.
Как считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по ЖКХ и строительству Владимир Кошелев, также необходимо создать единую цифровую платформу на рынке строительных материалов, которая бы предоставляла актуальную информацию о том, где и в каком количестве находятся материалы, которые необходимы для строительства. По сути, это станет способствовать ужесточению государственного контроля за рынком.