Как Анны Катамадзе рассказа ТАСС, положить на полку реальные товары реальных поставщиков по их реальным ценам- не очень простая задача, а целая история с точки зрения регулирования, технологии этого процесса, но она подъемная. Она поможет упростить процедуру госзакупок и избавиться от таких злоупотреблений, как неверное описание объекта, например заточка требований под конкретного поставщика и так далее. Потому что каталог станет инструментом нормирования и выбора поставщика.
Сейчас, по ее мнению, актов и процессов в госзакупках уже зашкаливающее количество. Процесс требует инвентаризации. Нужны ли и план закупок, и план-график? Очевидно, что нет. Это просто дополнительная бюрократия, дополнительное время, которое ждет и заказчик, и поставщик, пока будет объявлена процедура. При этом за нарушение сроков существуют санкции и другие меры наказания. Кроме того, присутствует зацикленность — если никто из поставщиков не пришел, процедура проводится заново.
Также стоит проблема длительности всех процедур. Рынок электронной торговли еще не встретился с рынком, где объявляются аукционы и торги по федеральному закону 44-ФЗ. Чтобы они встретились, нужно менять процедуру, нужно развитие, пересмотр.
К сожалению, на вопрос о точных сроках завершения подготовки каталога представитель Казначейства России не смогла ответить. По ее мнению на этот процесс уйдет порядка двух лет. Казначейство отвечает за его автоматизацию и ведение Единой информационной системы (ЕИС) как базы данных всех закупочных действий, документов, процедур и частично за контроль исполнения. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отвечает за контроль процедур. Кроме того, есть законодательные органы, депутаты, отраслевые органы власти — они все тоже являются в том или ином виде субъектами различных идей или инициатив. Поскольку товары, работы и услуги всегда затрагивают какие-то отрасли, то договариваться приходится со всеми.
Закупки — тема, которая касается всех отраслей, а не самостоятельная отрасль, поэтому любое регулирование осложнено большим количеством переговоров и дискуссий.
Закупка у единого поставщика
Счетная палата РФ не так давно проводила анализ ситуации в сфере госзакупок. Утверждалось, что и госкомпании, и те, кто попадает под 44-ФЗ, злоупотребляют единым поставщиком. Анна Катамадзе подтвердила наличие проблемы:»Мы видим, что очень большая доля размещений у единственного поставщика в денежном выражении. Количество таких контрактов по 44-ФЗ низкое, не больше тысячи в год, но они забирают на себя около 27−28% от общего объема размещений. По 223-ФЗ происходит то же самое. Параметры те же, только в абсолютных выражениях это еще большие числа, потому что открытая часть госзакупок по 44-ФЗ — около 6 трлн рублей, а открытая часть размещений по 223-ФЗ — почти 25 трлн рублей. Поэтому это большая проблема, предмет серьезных обсуждений».
Как считает Анна Катамадзе, процесс регистрации участников закупок в ЕИС пока проходит штатно, однако существуют некоторые сложности в процессе регистрации. По большей части они связаны с тем, что при регистрации в ЕИС и внесении информации в ЕРУЗ осуществляется информационное взаимодействие с другими государственными информационными системами — ЕГРЮЛ, ЕГРИП, реестр МСП и другими. Все выявляемые ошибки оперативно исправляются, не превышая срок, установленный для осуществления аккредитации на электронных площадках. В настоящий момент в Едином реестре участников закупок зарегистрировано 12 958 участников, их количество ежедневно увеличивается.