О том, как не попасть в РНП нашему журналу рассказывает Иван Кузнецов, директор по развитию правового сектора ТА “Концепт”.
И.о. руководителя управления ФАС России по контролю размещения госзаказа и государственного оборонного заказа Ольга Горбачева в ходе форума «Госзаказ», заявила, что за три месяца ФАС России было рассмотрено 7,1 тыс. обращений о внесении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП, реестр). При этом в РНП было внесено 3,6 тыс. компаний.
Из этой статистики можно сделать два несложных вывода:
- за 2022 год примерно 14 000 компаний попадёт в РНП (за 2021 год эта цифра по данным ЕИС была – «более 12 000»);
- ФАС России по первичному обращению Заказчиков включает в РНП больше половины компаний.
Эти выводы могут вызывать различные эмоции, но такова действительность.
Мы уже 8 лет работаем в этой сфере, защищая от внесения в РНП, что позволило собрать обширную внутреннюю статистику: при правильно выстроенной работе внутри компании и соблюдении всех процедурных требований менее 10% наших клиентов попадают в реестр.
При этом, с уверенностью можно заявить, что, если бы наши клиенты придерживались тех простых советов, которые я дам в этом материале – абсолютное большинство из них бы не рисковали попаданием в РНП в принципе.
Но сначала, чуть-чуть теории. Вопреки мнению многих начинающих участников контрактной системы, ФАС России вносит в РНП не за неподписание контракта и не за его неисполнение. Комиссия ФАС России, на самом деле, рассматривает все действия преимущественно на предмет «добросовестности» поведения.
Именно поэтому, в одной и той же, с точки зрения осуществленных или неосуществлённых юридических действий, ситуации, одного поставщика вносят в РНП, а другого нет. Не из-за коррупции или «настроения» комиссии ФАС России, а именно из-за этого (хотя, безусловно, бывает всякое, и влияние других факторов полностью отрицать нельзя).
Итак, самое главное, что нужно делать, если вы понимаете, что ваша компания не выполняет обязательства, возложенные на нее законом и договором — это писать официальные обращения Заказчику. При этом, данный совет в равной мере касается любых ситуаций: и при невозможности подписать контракт, и при невозможности исполнить уже подписанный контракт.
Причем, в данной ситуации не важно, сможет ли заказчик вам чем-то помочь или это, в принципе, не в его силах. Такое поведение само по себе, в глазах контролирующего органа, свидетельствует о вашей добросовестности. И, хотя, не гарантирует невнесение в реестр, но кратно снижает риски.
Это кажется очень простым, и даже очевидным советом, но, поверьте, очень небольшое количество поставщиков поступает таким образом. Итак:
- Не можете получить независимую гарантию в срок до подписания контракта – сообщите об этом заказчику.
- Не смогли подписать контракт, из-за того, что ваш генеральный директор находится на больничном, а электронная подпись у него – сообщите об этом заказчику.
- Не успеваете осуществить поставку в срок, вас подвел субпоставщик, у логистической компании сломался автомобиль — сообщите об этом заказчику.
Приведем простые примеры.
- Поставщик обращается в различные банки, но ни один банк не дает ему независимую гарантию, а внести обеспечение контракта деньгами не представляется возможным.
Если поставщик звонит в банки или общается со своим брокером по телефону и отказы не зафиксированы письменно – шансы попасть в РНП близки к 100%. В глазах комиссии ФАС России все истории про банки, не дающие гарантию, к сожалению, выглядят просто как выдумка.
А если поставщик написал обращения в банки, получил письменные ответы, также получил письменный ответ от брокера или нескольких брокеров, что они тоже не могут ничем помочь, да еще и представил на заседании выписку с лицевого счета, подтверждающую отсутствие денежных средств для внесения в качестве обеспечения – шансы не попасть в РНП существенно возрастают.
- Поставщик не укладывается в сроки поставки товара. Чаще всего поставщики в таких случаях начинают экстренно звонить заказчику, объясняя ситуацию, посещать очные встречи-совещания, и, в лучшем случае, писать письма на электронную почту.
В такой ситуации, к сожалению, заказчик на заседании в ФАС России может просто отрицать такое общение и встречи, а подтверждающих документов не будет.
А нужно, в данном случае, сделать простую вещь: написать заказчику официальное письмо с объяснением причин задержки и предложить (желательно несколько) выходов из сложившейся ситуации.
Причем все ваши предложения должны быть нацелены на исполнение контракта, а не на его расторжение по соглашению сторон, то есть, опять же, должны свидетельствовать в явном виде о желании его исполнить.
Повторюсь еще раз, это кажется простым пока вы читаете это в материале. На практике очень немногие так поступают. Будьте этими немногими.