Особенности «атомных» закупок

Производственный процесс – штука сложная и многогранная. На любом предприятии постоянно что-то происходит, в том числе рутинное и привычное, что порой кажется – все делается само собой.Это, конечно, не так.

В каждой производственной операции участвует множество людей, и это не только те, кто непосредственно регулирует насосы или загружает топливо в реактор… Чтобы процесс не прерывался, должны быть и сам насос, и то, чем его регулируют, и топливо, и реактор. Все это необходимо своевременно купить, а во многих случаях еще и найти организацию, которая смонтирует оборудование и наладит.

На ЛАЭС этим занимаются в управлении закупок, и именно туда мы сегодня направимся.

Под единой крышей

Из окон здания АСКРО, особенно тех, что на верхних этажах, открываются великолепные виды на окрестности. Только вот работникам управления закупок любоваться роскошными пейзажами некогда. Работы много, ведь абсолютно все поставки идут через это управление.

Здесь нет ни гудящих турбин, ни эффектных роботов и тикающих счетчиков. Зато есть множество компьютеров и огромный архив. Как рассказала начальник управления Л.И. Кулева, сейчас данные обо всех закупках положено хранить пять лет, ну вот и лежат они в огромных шкафах. По мнению сотрудников, работать в управлении интересно. Количество оборудования, которое может быть нужно атомной станции, исчисляется десятками тысяч единиц. Постоянно меняются технологии, появляется новое оборудование, за всем этим надо следить (а еще за постоянно меняющимся законодательством). Каждая закупка проводится одновременно на трех информационных ресурсах.

По сути, главная задача управления – обеспечить, чтобы на станцию попадали только нужные материалы по адекватной цене, а когда речь идет об услугах – чтобы подряд не получили халтурщики. По словам Л.И. Кулевой, решить эту непростую задачу можно только благодаря грамотно составленному техническому заданию.

— В этом году нашему управлению исполняется 8 лет, — рассказывает Лариса Ивановна. – Образовалось наше подразделение в 2011 году. Была поставлена задача организовать закупочный процесс на Ленинградской атомной станции. В это время подобных подразделений на других станциях еще не было. Нам нужно было организовать процесс, выпустить документы, регламентирующие закупочную деятельность — и собрать коллектив. В это время в разных подразделениях – в УПТК, в УКСе, в отделе договоров – работали разные специалисты, которые делали одинаковую работу. Было решено объединить их в Центре закупок. Первым сотрудником центра стала Марина Петровна Бурцева. Она начала собирать коллектив. В январе 2013 года было решено вывести закупщиков из всех подразделений. Меня назначили начальником. С этого момента у нас началась активная работа по построению закупочной деятельности станции. Мы также участвовали в создании нормативных документов, касающихся закупочной деятельности, в концерне. Все наши предложения были приняты. Позднее центр был преобразован в управление закупок, поскольку расширились функции.

Быть в курсе всех событий

Сейчас у управления – несколько направлений деятельности. Организация и проведение закупочных процедур по работам и услугам. Второе направление – организация и проведение закупочных процедур МТР. Есть еще очень важное направление, которой занимается группа контроля и согласования начальной (максимальной) цены. И еще планирование и отчетность. Работа объемная, мы должны обеспечивать все нужды атомной станции. Мы проводим как открытые процедуры закупки, так и неконкурентные, то есть такие, когда закупки проводятся у единственного поставщика. Все процедуры проходят в электронном виде, и сейчас стоит задача – максимально перейти на электронный документооборот.

Поскольку управление закупок Ленинградской атомной станции было пионером в отрасли – учиться пришлось многому и главным образом самостоятельно. Специальности «закупщик» пока что в природе не существует. В управление пришли работать экономисты и инженеры, люди квалифицированные, но столкнувшиеся с новой для себя работой. Очень важен опыт. Когда приходит человек с техническим или экономическим образованием, опыт работы в сфере закупок является преимуществом. Начальник управления закупок Л.И. Кулева, например, начинала свой трудовой путь на Курской атомной станции, в отделе подготовки и проведения ремонтов. Перед этим окончила Приборостроительный институт в Севастополе. Затем окончила еще несколько учебных заведений. Работала сначала инженером, даже без категории. Работала в разных технических службах, затем перешла в отдел договоров. Потом В.И. Перегуда пригласил ее на ЛАЭС работать аудитором, а затем – предложил организовать новое подразделение и разработать его структуру. Этим подразделением она сейчас и руководит. У остальных сотрудников тоже разный опыт, так что учиться пришлось всем.

В последнее время с обучением стало проще – в «Росатоме» есть несколько программ обучения именно для закупщиков. Есть особый курс, направленный на обучение формированию технических заданий. Это очень важная проблема – и не только для закупщиков, но и для их клиентов. Сами сотрудники управления тоже проводят занятия для тех, кто занимается составлением технических заданий. Разработали формы, рассказывают о том, какие требования необходимо указать, каких лучше избегать – это важно для того, чтобы потенциальные поставщики не подавали жалоб. Жалобы бывают, но в основном необоснованные.

Чужих дел не бывает

Отделом организации и проведения закупочных процедур по работам и услугам руководит А.Л. Разуев. Коллеги отзываются о нем как о замечательном специалисте, с которым советуются не только представители других цехов, но и коллеги с других станций и из концерна. Он не считает, что на производстве бывают чужие проблемы. Если к нему обращается за советом работник другого отдела – Андрей Леонидович непременно попытается разобраться с проблемой. И, как правило, успешно.

На Ленинградскую атомную станцию он приехал из Заречного. Окончил Уральский политехнический институт по двум специальностям. В Сосновый Бор приехал в 2007 году после института, собирался работать в реакторном цехе, но пригласили в сметную группу. Потом назначили заместителем начальника отдела договоров, а в 2013 году Лариса Ивановна пригласила его в новое подразделение. Сейчас он – правая рука руководителя, человек, который прекрасно разбирается во всех проблемах, которыми занимается управление.

— Мы занимаемся закупками по работам и услугам, — рассказывает Андрей Леонидович. – Сфера нашей деятельности – все услуги, которые могут быть нужны на атомной станции. Если говорить схематично, то от покоса травы на территории до восстановления реакторной установки. Работают у нас разноплановые специалисты, компетентные в разных сферах. Наша главная задача – обеспечение станции работами и услугами, которые обеспечивают стабильность и безопасность. В год мы проводим 600-700 процедур. Заказчики приносят нам технические задания, мы проверяем их на соответствие законодательству и техническим требованиям. Одна из наших задач – экономия средств за счет грамотно проведенных конкурсных процедур. Это позволяет более эффективно расходовать средства и получать больше работ и услуг, нежели мы изначально планировали.

Все идет по плану

Перед тем, как с конвейера производителя попасть в цех атомной станции, любое оборудование проходит довольно длинный путь. Сначала руководство цеха должно понять, что именно нужно купить, попасть в программу финансирования, определить условия, которым должно соответствовать оборудование, составить техническое задание и т.д. В общем, планирование должно быть во всем, без этого никак.

О том, что и как планируется в управлении закупок, рассказывает ведущий экономист группы планирования и подготовки отчетности И.В. Авясова.

Ирина Вячеславовна родилась и выросла в Сосновом Бору, и 10 апреля исполнилось 22 года, как она работает на ЛАЭС. На станцию пришла по стопам отца. После окончания техникума начала свою работу в финансовом отделе – выдавала талоны на спецпитание. Пошла учиться в Институт ядерной энергетики, окончила его по специальности «Финансы и кредит». Работала на первой станции, потом перешла на вторую – и, кстати, когда в прошлом году на ЛАЭС был конкурс «Признание года», в котором Ирина заняла первое место, голосовали за нее работники и первой, и второй станций.

— Планирование осуществляется в августе-сентябре, — объясняет Ирина Вячеславовна. – Мы формируем годовую программу закупок на следующий год, передаем ее в Концерн, утверждаем и уже по ней работаем весь следующий год. Она может ежемесячно корректироваться. Могут меняться сроки. Например, где-то не пришли поставщики, и на основании решения закупочной комиссии эта процедура переносится на следующий месяц. Также наша группа занимается подготовкой отчетности по всей закупочной деятельности. Наш отдел тесно сотрудничает с профильными подразделениями. Если мы не утвердим какую-то позицию, отдел закупок не сможет опубликовать документацию, так что работать мы должны все вместе.

Понять, кто чего хочет

Непосредственно закупками оборудования занимается отдел организации и проведения закупочных процедур по МТР. Работа сложная – порой заказчик и сам не понимает, чего он хочет, а заместитель начальника отдела Г.А. Тафилевич должна не только это понять, но и закупить.

В отделе работает 10 человек. Галина Анатольевна в 1993 году пришла в электроцех Смоленской АЭС. Она по специальности – связист, окончила  Ленинградский электротехнический институт связи им. Бонч-Бруевича. В Сосновый Бор семья переехала в 2007 году. Она сначала работала в УПТК, потом ее пригласили в центр закупок – практически с самого начала. Ощущает себя на своем месте и считает, что если человек не любит свою работу – в этом подразделении он просто не сможет работать.

— Самый сложный момент в работе отдела – составление технического задания, — считает Галина Анатольевна. – Разумеется, во всем разбираться невозможно. Поэтому постоянно приходится обращаться к узким специалистам в других цехах, ищем информацию в Интернете. Дело в том, что заказчик стремится заказать то оборудование, которое он знает. Например, если ему надо что-то заменить, он просто переписывает все характеристики агрегата. И возникает большой риск обжалования – технологии не стоят на месте, появляется новое оборудование, рынок развивается. И надо так написать техническое задание, чтобы в тот диапазон, который устанавливает цех, попали новые разработки. Нам помогает арбитражная практика, мы постоянно изучаем опыт и ошибки коллег, учимся и на своих ошибках. Сотрудники отдела должны знать и ГОСТы, и условия Таможенного союза, и новые технологические разработки.

Что сколько стоит?

Современная система закупок, и не только в атомной отрасли, основана на том, что организация, проводящая конкурсную процедуру, задает определенную цену, а потенциальные поставщики, оценив свои возможности, принимают решение на участие в процедуре. Стоимость материально-технических ресурсов или услуг тоже определяют в управлении закупок. Занимается этим группа контроля и согласования цен, а о том, как это происходит, рассказывает ведущий экономист Ю.И. Феркович.

Юлия Игоревна родилась и выросла в нашем городе. На станцию пришла в 1991 году – она тогда училась в техникуме, и ее направили на практику в бухгалтерию. Там она проработала 25 лет. С переходом в управление закупок ничего существенного не поменялось, и в бухгалтерии, и здесь приходится работать с цифрами.

— В нашей группе на данный момент– пять сотрудников, — рассказывает Юлия Игоревна. – Мы проверяем расчеты двух больших направлений: по выполненным работам, оказанным услугам и по поставкам. Сам расчет проводят профильные подразделения – УПТК и отдел договоров, а мы проверяем их на соответствие Методике. Работа неоднозначная, руководство называет ее творческой, и что-то в этом есть – нам надо творчески определиться с ценой, но в рамках Методики. Поэтому возникают вопросы даже у очень опытных работников профильных подразделений. Наша задача – определение не столько максимальной, сколько оптимальной цены, возможной для той или иной закупки. Бывает, что мы, например, определяем максимальную цену закупки и понимаем, что такая цена не соответствует рыночным условиям. Тогда вопрос пересмотра цены выносится на экспертную комиссию и коллегиально принимается решение . В своей работе мы анализируем большой спектр информации: заключенные ранее договоры, технико-коммерческие предложения участников закупки, сметную документацию, интернет источники и прочее. Мы находимся в постоянном контакте с департаментом управления закупками в центральном аппарате – все лоты стоимостью выше 50 миллионов рублей проходят проверку в центральный аппарате. Несмотря на большое количество работы, ведь к действующей станции присоединилась потребность вновь введенной в эксплуатацию станции, мои коллеги и я постоянно оказываем консультационную помощь в вопросах ценообразования.

Работы в управлении закупок действительно много. Человеку постороннему все это может показаться хаотичным – названия, технические условия, цифры, номера законов… На самом деле для посвященных все эти наименования и цифры полны глубокого смысла, каждая запись – абсолютно материальна, ведь за каждой строчкой – инструменты, материалы, оборудование, то есть все то, без чего станция просто-напросто не сможет работать. И каждый сотрудник управления – соавтор маленького, а то и не очень маленького, чуда — когда сухая строчка, набранная на компьютере, превращается в предмет, и не вообще, а именно тот,  который нужен здесь и сейчас.

Ирина ПОЛЯКОВА

Источник: http://terastudio.com