В России растет спрос на специалистов по закупкам. Нехватка квалифицированных кадров является одним из основных рисков в этой сфере. О том, как ГК «Свеза» преодолевает проблемы с наймом и удержанием таких специалистов, журналу «Директор по закупкам рассказала Евгения Молчанова — руководитель направления «Инвестиционные и технические закупки».
Евгения Молчанова руководит направлением «Инвестиционные и технические закупки» в ГК «Свеза». Управляет бюджетом более 5 млрд руб. Руководит командой из 25 человек. Эксперт по проектным закупкам. Эксперт в области трансформации закупочных процессов. Бизнес-эксперт по цифровизации закупочных процессов и переходу на SRM. Бизнес-тренер. Курировала студентов в рамках программы Procurement & Strategic Sourcing в ВШЭ. Разрабатывает и проводит внутренние тренинги для сотрудников компании в рамках Школы закупок.
Кто в компании занимается подбором персонала в отдел закупок?
Подбор персонала – сложный многоэтапный процесс, который происходит в результате тесного взаимодействия сотрудников дирекций по закупкам и персоналу «Свезы». Мы ищем кандидатов, которые не просто обладают набором компетенций, но и соответствуют ценностям компании, могут эффективно влиться в коллектив и быть частью команды.
Какие требования компания предъявляет к кандидатам?
Требования к кандидату зависят от уровня должности и специфики закупаемых позиций. Однако есть и универсальные критерии, например, высшее образование, владение офисными программами на уровне уверенного пользователя, знание основ документооборота в закупках и процесса P2P. При этом для нас не так важно, есть ли у соискателя опыт работы, мы готовы брать молодых специалистов и обучать их всему необходимому. Гораздо важнее — энтузиазм и стремление покорять новые вершины вместе с нами.
Как оцениваете уровень соискателей?
Уровень оценивается во время проведения интервью по компетенциям. Дополнительно у нас есть несколько тестов, которые мы иногда применяем на начальных этапах отбора. Они помогают определить навыки человека в работе с текстовой и числовой информацией, склад характера и поведение в кризисных и стрессовых ситуациях. Еще один важный этап — кейсовый метод, который направлен на оценку гибкости мышления и глубину анализа ситуации кандидатом.
Почему решили создавать собственную Школу закупщика?
Люди, которые приходят к нам на интервью, имеют разный бэкграунд — образование, опыт и навыки. Зачастую этих умений и знаний недостаточно. Но мы готовы вкладывать в развитие компетенций действующих и новых сотрудников, поэтому решили создать собственную Школу закупок.
Чему обучаете в школе?
Сейчас мы находимся на этапе создания школы. У нас есть четкий план, какие курсы необходимо разработать и включить в программу. Обучение предполагается по всем компетенциям, которые нужны закупщику для эффективного выполнения своих обязанностей. Среди них — цифровая грамотность, работа с оборотным капиталом, навыки ведения переговоров, категорийный менеджмент и многое другое. Подбор необходимых курсов для каждого конкретного работника будет происходить на основе результатов тестирования. Если оно покажет, что какая-то компетенция требует проработки, мы включим это в индивидуальный годовой план развития сотрудника.
Кто преподаватели?
Часть курсов разрабатывают и ведут эксперты «Свезы», другую часть планируем закупить на рынке.
Кто разрабатывал обучающую платформу?
Наша платформа работает на базе SAP. В ней уже находятся материалы по всем областям знаний, которые мы применяем в «Свезе». Школа закупок дополнит имеющиеся программы.
В каком формате проходит обучение?
У нас есть разные форматы: очный, в виде вебинаров, онлайн-тренингов, презентаций и т.д.
Каково в обучении соотношение профессиональных навыков и личностных
Мы с вниманием относимся как к развитию hard skills, так и к работе с soft skills. Однако в Школе закупок упор сделан на профессиональные компетенции, например, такие как работа в SAP или проектное управление.
Какова ваша роль в процессе подбора персонала, в создании и существовании школы?
Я выступаю в качестве эксперта по ряду компетенций, являюсь методологом и ведущим тренингов, участвую в формировании матрицы компетенций и разрабатываю задания для их оценки.
Расскажите про матрицу компетенций, которая разработана в ГК «Свеза». Как происходит их оценка?
Матрица компетенций в закупках — список знаний, умений и навыков, которые нужны сотрудникам, чтобы эффективно справляться с рабочими задачами. Она была разработана для всех направлений закупок и для каждой должности в нашей организационной структуре. К каждой компетенции мы разработали блоки вопросов. Часть из них автоматизирована и проводится в формате тестов, а другая часть оценивается только через практические задания, анализ кейсов или личное взаимодействие.
Говоря о высшем базовом образовании по специальности «закупщик», как вы считаете, почему его до сих пор нет в России, каким оно должно быть?
Мне кажется, что отсутствие высшего профильного образования по направлению закупок связано с тем, что эта область знаний слишком широкая. Хорошему закупщику необходимо одновременно разбираться в основах юриспруденции, налогового и бухгалтерского учёта, риск-менеджмента, логистики, ВЭД, аналитики. Также он должен понимать технические нюансы в рамках закупаемой категории. В тоже время в большинстве компаний нашей страны уровень зрелости закупочной функции еще недостаточно развит. Поэтому запроса на конкретные компетенции сотрудников в сфере закупок со стороны бизнеса пока нет. Но крупные компании активно развиваются, в том числе работают над повышением уровня зрелости своих процессов, что обязательно приведёт к росту требований к знаниям и навыкам сотрудников.