В целом в состоянии конкуренции в Российской Федерации в 2016 году не произошло значительных сдвигов в сторону её оздоровления и развития. При этом многие из опасных тенденций в российской экономике, создающих непреодолимые барьеры в развитии конкуренции, которые не были преодолены государством, лишь усугубились.Главной темой года стала проконкурентная тарифная политика. Об этом говорится в докладе ФАС о состоянии конкуренции в РФ за 2016 год, который рассматривался 5 октября на заседанииправительства. В подготовке документа, помимо федеральных органов власти, принимали участие общественные организации и бизнес-ассоциации. В Экспертном совете при правительстве в целом разделяют оценки ФАС.
За прошлый год был принят целый ряд важных решений, направленных на развитие конкурентных механизмов, отметил председатель правительства Дмитрий Медведев.Во-первых, было сдержано повышение тарифов. Во многих сферах рост был ниже уровня инфляции, то есть ниже 5,4%. Во-вторых, со вступлением в силу четвёртого антимонопольного пакета началась реформа контрольно-надзорной деятельности антимонопольной службы.
Упор сделан на профилактику и предупреждение правонарушений, а не на наказание. Введены так называемые иммунитеты для малого бизнеса. В отношении таких компаний сокращено количество оснований для проведения внеплановых проверок, установлена возможность заключения неопасных для конкуренции соглашений и запрет на признание их положения доминирующим на рынке. Тем самым снижено избыточное административное давление на такую категорию предпринимателей», — отметил премьер-министр.
ФАС является одним из 12 контрольно-надзорных ведомств, в первоочередном порядке участвующих в приоритетной программе по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которую в кабинете министров курирует министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Программа предусматривает переход надзорных органов на «партнёрский» контроль и профилактику нарушений.
Вместо того чтобы сразу возбуждать дела против нарушителей, ФАС начала выдавать предупреждение или предостережение. Антимонопольная служба трансформируется в орган предупредительного контроля. Было много упрёков по поводу работы ФАС в период 2011–2013 годов, когда, зачастую справедливо, критиковали «псевдопалочную» систему работы территориальных органов и их масштабный контроль за малым и средним бизнесом. Мы эти проблемы в открытом режиме разобрали. Какие-то из них были объективными, какие-то — субъективными и надуманными. Теперь вектор работы ФАС и её территориальных подразделений изменился», — говорит Михаил Абызов.
В то же время Дмитрий Медведев констатировал целый ряд тревожных тенденций, связанных с состоянием конкуренции в России. Так, с 2013 года фактически удвоилось количество унитарных предприятий, несмотря на поручения, которые предусматривают их дальнейшее сокращение. Крайне высоким остаётся процент закупок у единого поставщика. Сохраняются разрывы между регионами в тарифах коммунального комплекса.
Ключевыми проблемами, препятствующими развитию экономики, конкуренции, повышению качества товаров и снижению их стоимости для потребителя, согласно докладу ФАС, являются сохранение государственно-монополистических тенденций в экономике, картелизация,системные проблемы законодательства о закупках, несовершенство системы тарифного регулирования. Оценки, приведённые в 2015 году, свидетельствовали о значительном вкладе государства и компаний с государственным участием в ВВП Российской Федерации. К 2013 году он превысил 50%. В 2016 году ситуация существенно не изменилась, говорится в докладе ФАС.
Фактором, отрицательно влияющим на развитие конкуренции, также продолжает оставаться значительная доля хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности.
В Экспертном совете при правительстве РФ разделяютсделанные в докладе оценки состояния конкуренции и тех негативных тенденций, которые сдерживают её развитие, говорит член совета, директор НП «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселёв.
Мы также согласны с выбором темы года. Модернизация тарифного регулирования должна стать ключевым звеном в повышении эффективности различных отраслей и послужить драйвером для экономики в целом. В конечном итоге это будет способствовать повышению качества услуг и росту удовлетворённости потребителей. Важно и то, что представители советов потребителей по вопросам деятельности естественных монополий привлекаются к участию в рассмотрении тарифных заявок. Это позволит создать более серьёзную мотивацию на повышение эффективности естественных монополий», — считает член Экспертного совета.
Доклад за 2016 год, представленный сегодня на заседании правительства, был подготовлен в тесном сотрудничестве ФАС не только с федеральными и региональными органами исполнительной власти, но и с Экспертным советом при правительстве РФ, а также деловым сообществом, отметил, в свою очередь, член Экспертного совета при правительстве РФ, руководитель рабочей группы по вопросам совершенствования закупок Сергей Фахретдинов. В нём, по его словам, нашли своё отражение предложения экспертов по развитию системы подготовки квалифицированных кадров в сфере закупок, расширению партнёрства компаний с государственным участием и инфраструктурных монополий с субъектами малого и среднего предпринимательства, снятию административных барьеров и развитию конкуренции при внедрении инновационных разработок и многие другие.
К сожалению, и из нашего анализа ситуации, и из доклада ФАС мы видим, что несмотря на наличие положительных примеров и практик ещё остаётся большое количество не решённых проблем, тормозящих развитие конкуренции. Некоторые из них усиливаются несмотря на предпринимаемые правительством меры. Например, за последние три года количество унитарных предприятий в нашей стране увеличилось почти вдвое. Большинство из них работают на конкурентных рынках, не давая развиваться более эффективным коммерческим компаниям. Еще одна серьёзнаяпроблема на пути развития конкуренции — очень высокий процент закупок компаний с государственным участием у единого поставщика», — отметил эксперт.
Наличие этих проблем приводит к тому, что в России уже несколько лет не происходит значительных сдвигов в сторону оздоровления и развития конкуренции, заключил Сергей Фахретдинов. Он выразил надежду, что по итогам рассмотрения доклада правительством будут приняты меры, необходимые для улучшения этой оценки.