15 февраля в Москве состоялась IV Ежегодная конференция «Электронные торговые площадки в России: кто есть кто?», организованная RAEX (Эксперт РА). Представители ведущих ЭТП, крупнейших компаний-заказчиков, эксперты обсудили итоги развития рынка в 2016 году, а также новые возможности и форматы электронной торговли.
«Ровно год назад на нашей конференции мы обсуждали трудные времена для рынка, и главной интригой было госрегулирование, – отметил Дмитрий Гришанков, президент рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА). – К сожалению, или к счастью, она до сих пор не разрешилась, но ушла на второй план. Рынок прошел дно, объемы закупок крупных компаний растут темпами не менее 10% по итогам прошлого года, но стали проглядываться некоторые естественные ограничения роста, в связи с чем хотелось бы узнать, как рынок будет на них реагировать».
«Ухудшение закупочной деятельности компаний перестало играть роль тормоза для рынка электронной торговли в этом сегменте в целом, – подчеркнул исполнительный директор проекта «ЭТП в России» RAEX (Эксперт РА) Дмитрий Миндич, представляя выводы исследования рынка. – Операторы ЭТП очень успешно в течение года осваивали незанятые ниши, и это означает, что потенциал экстенсивного роста рынка в этом сегменте может быть исчерпан уже в обозримой перспективе. Оценки качества услуг ЭТП существенно выросли за год по всем параметрам, однако впервые за все годы исследования мы отмечаем, что компаниям нравится в независимых ЭТП все, кроме уровня конкуренции на торгах. Кроме того, опрошенные компании подтвердили наше предположение, что развитие дополнительных сервисов может стать одним из перспективных направлений для интенсивного развития рынка услуг ЭТП в целом».
Антон Киценко, заместитель генерального директора АО «Единая электронная торговая площадка» (АО «ЕЭТП»), поделился своим мнением о возможных сроках ограничения роста: «Если говорить о нашей площадке, я думаю, что это перспектива пяти лет и дальше. С точки зрения потенциала мы определили для себя пять лет – это минимум – и по количественным показателям клиентов и закупок, которые могут быть проведены на площадке, и по объемам в рублевом выражении. Поэтому мы для себя такой проблемы пока не видим. Кроме того, мы видим незанятую нишу – это автоматизация бэк-офиса, автоматизация этапов планирования, согласования и контроля за исполнением договоров».
«Около двух третей рынка крупных заказчиков используют электронные торговые площадки, но есть еще такой критерий, как глубина использования, – прокомментировал Алексей Дегтярев, генеральный директор B2B-Center. – Есть такие компании, которые размещают 100% своих закупок в электронной форме, а есть те, которые размещают от 10 до 15% . Потенциал роста рынка сохраняется в тех компаниях, где проникновение электронных торгов внутри компании небольшое, где рост еще возможен».
Генеральный директор группы электронных площадок OTC.RU Дмитрий Пангин рассказал, что на площадке объем закупок по сравнению с 2015 годом в денежном выражении вырос на 60%, а в количественном примерно на 25%: «Наша стратегия – упор на небольших клиентов, там рост активно продолжается. Серьезный эффект такого роста мы увидели в том, что доля электронных закупок у небольших заказчиков подрастает. В этом сегменте потенциал роста мы видим на несколько лет».
Артем Блинов, член правления, директор по закупкам и административным вопросам ПАО «МГТС», сообщил, что в компании «МГТС» доля электронных закупок стремится к 100%: «Вопрос – что еще ЭТП могут предложить для своих заказчиков, для своих клиентов? Потому что мы, например, довольны тем уровнем цен, которые получаем на площадке. Для нас один из основных показателей эффективности – это скорость проведения закупки, поэтому пожелание к ЭТП сосредоточиться на этом вопросе. Возможно, инструментом могло бы стать внедрение искусственного интеллекта».
Ожидания в части повышения эффективности работы с ЭТП также высказала Надежда Дячук, начальник управления закупки услуг ПАО «ЧТПЗ»: «Мы очень плотно занимаемся разработкой номенклатурного каталога, но столкнулись с тем, что не можем получить аналитику с торговых площадок, потому что наименования разные. Параллельно мы ведем переговоры с нашими прямыми конкурентами, с поставщиками сырьевых материалов на предмет унификации номенклатурных каталогов, а также с интересом следим, как развивается история с созданием всероссийского единого каталога. Кроме каталогизации нам были бы интересны такие услуги ЭТП, как проведение совместных закупок компаний и маркетинговый анализ».
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел. (495) 617-0777.