Закупки «Санкционных» компаний целесообразно проводить на восьми площадках конкурентным способом. Это поспособствует вовлечению большего количества участников и увеличению экономии средств бюджета. Об этом рассказал заместитель руководителя ФАС России Пётр Иванов на Всероссийской конференции в сфере закупок. Служба продолжает работу по защите конкурентной среды в закупках, проводимых в соответствии с 223-ФЗ.
В настоящее время закупки заказчиков, попавших под санкции, переведены в закрытый контур и проводятся на трёх специализированных площадках в соответствии с постановлением Правительства РФ № 301. В подавляющем большинстве случаев они осуществляются вне рамок государственного оборонного заказа и их проведение не требует наличия у оператора электронной площадки лицензии на работу с государственной тайной.
Замглавы службы отметил, что непосредственной целью принятия Постановления №301 от 06.03.2022 «Об основаниях неразмещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» является создание надлежащих условий для участия в закупках, а также снижение риска введения в отношении участников закупок недружественными иностранными государствами санкций, вторичных или иных мер ограничительного характера. При этом служба наблюдает обратный эффект от введения вышеуказанных мер. Это сказывается, в том числе, на желании потенциальных исполнителей участвовать в таких закупках, а также снижает развитие конкуренции на соответствующих торгах.
Также в сложившейся ситуации при расчете ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) не могут быть учтены понесенные затраты заказчиков при проведении закупок в неконкурентной форме. Это негативным образом сказывается на текущей деятельности компаний.
Кроме того, принятие соответствующего постановления привело к неоднозначности порядка его применения как хозяйствующими субъектами, так и контрольными органами. Так, ряд заказчиков размещают соответствующие закупки на специализированных закрытых площадках, в то время как другие заказчики проводят такие закупки открыто, размещая информацию в открытом доступе на сайтах операторов электронных площадок.
По мнению ФАС России, для увеличения количества заявок на таких торгах, вовлечения большего количества участников и увеличения экономии средств бюджета целесообразно осуществлять такие закупки на восьми площадках, определенных Правительством РФ от от 12.07.2018 № 1447-р. При этом указанные закупки, безусловно, должны проводиться с соблюдением должного уровня безопасности.