Скачок цен на бензин – «трагическое стечение обстоятельств»

На внутреннем рынке России резко подорожал бензин. По данным СПбМТСБ, в начале недели цена на бензин 92 и 95 достигла 44 746 руб./т и 46,930 руб./т соответственно. Формальным поводом для подорожания стали сообщения об остановке на ремонт установки каталитического крекинга на Московском НПЗ.

На этой установке выпускается крекинг-бензин – один из компонентов товарного бензина.

Оптовые цены на бензин 95 Класса 5 достигли отметки 47976 руб./т, а на бензин 92 Класса 5 44900 руб./т.

Начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин считает, в результате ремонтных работ на Московском НПЗ предложение товарного бензина сократилось незначительно – всего на 50 тыс. т. По его оценке, накопленные запасы бензина в объеме 1,7 млн т могут полностью обеспечить потребности рынка. Представитель ФАС уверен в отсутствии каких-либо предпосылок для скачка цен на бензин в «низкий сезон» и возложил ответственность за это на спекулянтов, которые раздувают ажиотажный спрос.

16 ноября ЦДУ ТЭК предоставило информацию о текущих запасах бензина, которые оказались несколько меньше, но очень значительными – 1,33 млн т, что на 7% показателя на ту же дату 2016 г.

Жесткая реакция ФАС и обещание «разобраться со спекулянтами» несколько снизило оптовые цены на бензин, но вероятность возобновления роста остается.

Московский НПЗ становится причиной ажиотажа на бензиновом рынке уже второй раз в этом году. В феврале – апреле 2017 г. завод останавливался на ремонт, что также привело к опасениям возникновения дефицита бензина. Во время ремонта – помимо прочих работ – предполагалось повысить мощность установки каталитического крекинга на 20%, что должно способствовать увеличения производства столь востребованного бензина. Московский НПЗ играет ключевую роль в обеспечении нефтепродуктами столичного региона – до 40% от всего моторного топлива, реализуемого в Москве и Московской области.

После остановки Московского НПЗ на ремонт многие СМИ и недальновидные эксперты предвещали нехватку бензина, но ФАС и другие регуляторы смогли взять ситуацию под жесткий контроль и не допустить дефицита предложения и резкого скачка цен. Более того, представители ФАС уверяли, что росте цен на бензин должен остаться в пределах инфляции.

В мае заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов заявил об отсутствии угрозы для внутреннего рынка в связи с ожидаемым в 2017 г. профицитом производства бензина в объеме 2,1 млн т. По его словам, в этом году российские НПЗ должны выпустить 37,6 млн т товарного бензина с октановым числом 92 и 95, а потребление этого вида моторного топлива ожидалось на уровне 35,5 млн т.

Заместитель министра энергетики не учел повышение спроса на бензин по сравнению с 2015 – 2016 гг, о чем свидетельствуют данные о продажах новых автомобилей в России.

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в октябре этого года было продано 149 тыс. новых легковых и легковых коммерческих автомобилей, что на 17,3% больше, чем в том же месяце 2016 г. В январе – октябре 2017 г. в России было продано 1,28 млн новых автомобилей – на 11,3% больше по сравнению с тем же периодом годом ранее.

Кроме того, по сообщениям некоторых участников рынка рост спроса на бензин был вызван также закупками «про запас» со стороны трейдеров из-за ожидаемого подорожания моторного топлива в связи с повышение акцизов на моторное топливо с 1 января 2018 г.

На внешних рынках сложилась благоприятная конъюнктура для продавцов из-за повышения цен на нефтепродукты и ослабления рубля. Трейдеры стремились закупить на внутреннем рынке нефтепродукты, в том числе, бензин, и продать его в станах дальнего и ближнего зарубежья.

В Казахстане последние месяцы ощущался острый дефицит бензина из-за ремонтов, которые проводились сразу на двух основных НПЗ из трех. В результате доля российского импорта в общем объеме продаж бензина в Казахстане выросла с 25% до 40%, несмотря на дороговизну российского моторного топлива по сравнению с местным.

Улучшение внешней конъюнктуры связано также с «уникальной ситуацией», сложившейся на валютном рынке. Несмотря на значительно подорожание нефти в октябре – начале ноября, рубль по отношению к доллару США и евро быстро дешевел. Курс доллара по отношению к российской валюте превышал 60 руб., а курс евро – 71 руб. Эксперты валютного рынка считают, что «уникальная ситуация» связана с покупками валюты на Московской бирже, которую проводил ЦБ РФ в интересах Министерства финансов. Ранее сообщалось, что с 6 октября по 7 ноября на эти цели планировалось направить 76 млрд руб. При этом, скупка валюты на бирже продолжится до конца года.

В связи с падением рубля для российских ВИНК и трейдеров стало значительно выгоднее поставлять бензин в сопредельные страны – не только в Казахстан. Несмотря на сезонное снижение спроса и значительные запасы, предложение на внутреннем рынке сократилось, поскольку все больше бензина направлялось за рубеж. Объем запасов в такой ситуации не имеет значения для внутреннего рынка, поскольку продавцы бензина потеряли к нему интерес.

Сочетание этих факторов привело к «неожиданному» скачку цен на бензин. ФАС, конечно, может административными методами успокоить рынок, но это – временное решение проблемы.

В отличие от Европы, где больше половины легковых автомобилей использует дизельное топлива, Россия является бензиновой страной. Объем производства товарного бензина на отечественных НПЗ в настоящее время немногим превышает спрос, поэтому улучшение конъюнктуры на внешних рынках, резкое ослабление рубля или другие «внештатные» ситуации, приводят к дисбалансу спроса и предложения на российском рынке.

Запуск дополнительных производственных мощностей мог бы решить проблему. Однако два «построенных с нуля» завода – принадлежащий «Татнефти» ТАНКО и Антипинский НПЗ, контролируемый холдингом New Stream – постоянно откладывают начало производства товарного бензина. При этом, руководители обеих компаний не перестают заявлять, что их предприятия являются лучшими в России, поскольку глубина переработки нефти на них близка к 100%.

ТАНЕКО и Антипинский НПЗ наращивают объемы переработки и даже увеличивают выпуск нафты (прямогонного бенезина), но производить товарный бензин пока не способны. Остается только надеяться, что до конца года на этих заводах смогут наладить производство бензина, соответствующего стандарту Евро-5.

Кроме того, невозможно постоянно решать проблемы бюджета за счет ослабления национальной валюты и увеличения налоговой составляющей в цене бензина.

В четверг ЦДУ ТЭК сообщило, что запасы бензина, накопленные ВИНК, на 9 ноября составляли 1,33 млн т – на 7,6% больше, чем на ту же дату в 2016 г.

Представители ФАС уверяли, что обеспечат контроль над рынком бензина, рост цен на который останется в пределах инфляции. Однако можно с уверенностью говорить, что добиться поставленной цели в этом году невозможно.

 

 

 

Источник: m.1prime.ru