Налоговая решила проводить тесную работу по отраслям. Объявили о наступлении на рынок профессиональной уборки и оборота рыбной продукции. Казалось бы, это очень узкие сферы и основную массу компаний не касаются. А вот и нет.
Уже несколько лет налоговая служба использует отраслевой подход, который, как утверждают налоговики, оправдал себя.
Глава ФНС России Михаил Мишустин в недавнем интервью газете «Коммерсант» рассказал, что взаимодействие с отраслевыми бизнес-ассоциациями позволяет значительно сократить взаимодействие контролирующих органов с предпринимателями, а нарушителей становится все меньше. В качестве примера успешного применения отраслевого подхода он привел проект по пресечению незаконных схем возмещения НДС при обороте зерновых и масленичных культур.
С этой технологией ФНС намерены активно работать с точки зрения обеления с рынком оборота рыбной продукции и клининговых услуг.
Вывод экономики из «серой» зоны
Как стало известно, 27 июня сотрудниками ФСБ России проведены обыски в крупнейших предприятиях, оказывающих клининговые услуги и занимающихся предоставлением персонала.
Одной из быстрорастущих отраслей в России является клининг. Ежегодный потенциал роста в этой сфере оценивается экспертами в 8-10% Кроме того, отрасль социально значима, поскольку обеспечивает рабочими местами около 2 млн человек.
Самая значительная статья расходов для клининговых компаний — фонд оплаты труда. Доля ручного труда (а, значит, и расходов на зарплату в себестоимости) в отрасли составляет от 60 до 90%, что при достаточно высоких ставках страховых взносов делает сверхвыгодным применение недобросовестными предпринимателями «серых» схем.
Отчасти это связано и с закупочной политикой заказчиков — желание минимизировать бюджет на услуги приводит к тому, что заказчик выставляет минимальную цену, в которую невозможно включить в полном объеме налоговую нагрузку.
Результат — в попытке получить контракт, подрядчик вынужден идти на нарушения налогового, трудового, миграционного законодательства для того, чтобы просто оставаться на плаву и не сокращать рабочие места. К сожалению, подобная ситуация характерна для всего рынка услуг, включая охранные предприятия, частные перевозки и грузоперевозки, услуги на дому и пр.
Начальная максимальная цена контракта
Ключевые показатели эффективности все активнее применяются в управленческой практике России, но не всегда обдуманно. Если ставить в качестве главного КПЭ отдела закупок ежегодное снижение стоимости контрактов (что наблюдается не первый год), сектор поставщиков услуг быстро становится в лучшем случае «серым», в худшем — «черным».
Любое повышение эффективности за счет внутренних резервов и повышения качества услуг имеет свои пределы — дальше только демпинг.
Если непредвзято посмотреть на ситуацию, конкурсы во многих отраслях, а в особенности в клининге превратились в конкурсы на лучшую налоговую оптимизацию.
В итоге никто не виноват — заказчики хотят получить любой ценой минимальную стоимость услуг, клининговые компании борются за рынок как умеют (максимально демпингуя и нарушая законодательство любыми доступными способами, от ухода от уплаты НДС и дробления бизнеса до отказа от оформления сотрудников в штат и привлечения мигрантов с поддельными документами.
На этом фоне случаи, когда работники сферы услуг получают оплату за свой труд ниже уровня МРОТ, выглядит мелкой шалостью.
Только в результате проигрывают все — бюджет, который недополучает налоги, работники, которые получают минимальную зарплату, не говоря о рисках для будущей пенсии; клининговые компании, которые не могут развиваться и в любой момент могут столкнуться с пристальным вниманием налоговых, а то и следственных органов.
А главное, пострадать могут и сами заказчики, которые через какое-то время останутся не с качественными поставщиками услуг, а «оптимизаторами», да и внимание проверяющих к заказчикам не исключено.
Опасность таится для заказчиков услуг, потому что ФНС уже официально заявила, что все компании, пользующиеся услугами профессиональной уборки, тоже находятся под подозрением и им могут не зачесть возврат НДС.
Очередной сигнал для сектора и потребителей их услуг уже подан — в ФНС заявили о пристальном внимании к работе клининговых компаний в 2018 году, при этом отмечая, что в данной ситуации ответственность должны разделять и заказчики услуг, раз уж они диктуют условия заключения договорных отношений.
Остроты проблемы добавляет то, что сектор клининга в принципе является «серым», а любой, кто захочет работать «в белую», в текущей ситуации обанкротится.
Выход — «обеление» всего, или хотя бы большей части сектора. Как ни странно, инициатива по обелению клининговой отрасли пошла снизу — от самих компаний.
По их оценкам, налоговые платежи, поступающие от отрасли, возрастут до 30%.
Еще в ноябре 2017 года ФНС проведена встреча с представителями рынка профессиональной уборки и технической эксплуатации, где были обсуждены пути повышения прозрачности отрасли.
Как сообщил заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров:
«Основной посыл заключается в информировании участников рынка о недопустимости получения прибыли и конкурентного преимущества за счет неполной уплаты налоговых платежей в бюджет. Всем участникам предложено проанализировать свои бизнес-процессы и уточнить свои налоговые обязательства за период использования незаконных схем ухода от налогообложения.
В отношении тех, кто продолжает незаконно минимизировать налоги проводится определенная работа специально созданными в структуре налоговых органов подразделениями. Опыт реализации наших предыдущих отраслевых проектов показал эффективность подобного подхода. Считаем крайне важным исключение недобросовестных действий со стороны потребителей услуг профессиональной уборки и технической эксплуатации, сознательно способствующих нарушению их поставщиками налогового, трудового и миграционного законодательствами. Речь идет прежде всего о вовлеченности обеих сторон в процесс незаконного получения подобных выгод.
В 2018 году работа по повышению прозрачности рынка профессиональной уборки и технической эксплуатации остается для нас одной из приоритетных».
«Подписывая Этическую хартию, клининговые компании имеют возможность сохранить бизнес и подстроиться к изменившимся условиям на рынке, — констатирует глава НАФО, член совета рынка ФМ услуг Андрей Драгунов. «Со своей стороны члены Ассоциации будут контролировать соблюдение политики честной конкуренции и формирование ценовой политики».
Следующий шаг — убедить в реальности достижения поставленной цели ключевые контролирующие органы: ФНС, МВД, Минтруд, ФАС и привлечь к совместной работе заказчиков.